Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Иконы, которых мы не знаем

3 июня, 1999 - 00:00

День Киева уже много лет ассоциируется прежде всего с вернисажем на Андреевском спуске. Впрочем, сегодня это действо правильнее назвать народным гуляньем или ярмаркой. Хотя по антуражу оно все еще напоминает художественную выставку, по сути же, является сувенирной лавкой, типичным образчиком массовой культуры в изобразительном искусстве. Не худшим, надо признать, образчиком. Нормальным, где братание низовой культуры (в том смысле, что существует еще и высокая, к счастью) со своим потребителем происходит вполне весело и даже симпатично.

А начиналось все по-иному, когда понятия арт-рынка, как и рынка вообще, не существовало в принципе. Когда официальная культура сурово блюла свои ряды и художники годами простаивали в очередях, чтобы выставиться в одном из немногочисленных выставочных залов. Да и то при условии, что они вполне соответствуют идеологической и эстетической генеральной линии.

В этой ситуации доставалось всем: и дерзким экспериментаторам, андерграунду, и художникам, тяготеющим к масскульту. Появившийся едва ли не полуподпольно вернисаж на Андреевском был в определенном смысле протестом. Ну или хотя бы возможностью доказать, что и на обочинах столбовых дорог существует жизнь. Яркая и интересная.

Со временем Андреевский спуск стал тем, чем стал. Но признаем, не будь его, развитие отечественного арт-рынка изрядно подзадержалось бы. Ведь это была, по сути, одна из первых альтернативных форм официального искусства. И в этом плане все нынешние художественные галереи, можно сказать, спустились с Андреевского спуска. Другое дело, что до цивилизованного арт-рынка они еще не дошли. Ну хотя бы потому, что пока не решен вопрос их легализированного существования (у разных галерей — разный статус). Далеко не все умеют сами зарабатывать деньги, работать с художниками и привлекать свою публику. В результате из нескольких десятков киевских галерей действительно интересная и полноценная творческая жизнь происходит в 11 — 12. Но она есть.

А что же обочина? Выходит, необходимость в ней уже отпала? Да нет. Надеюсь, это и не случится. Ведь зачастую именно в стороне, тихо и скромно, в культурной жизни возникают интереснейшие явления, которые не вписываются в общепринятые рамки. Таким открытием для меня стала небольшая (всего один зальчик) галерея, которая действует в Патриархии Украинской автокефальной православной церкви. Она специализируется на современной и старинной иконописи, религиозной живописи. Подобного у нас еще не было. Думаю, не последнюю роль в ее появлении сыграл тот факт, что сам патриарх Дмитрий (в миру — Владимир Ярема) — большой знаток иконописи и церковного строительства, мечтавший в свое время стать художником.

Несмотря на то, что интерес сегодня к иконописи, можно сказать, обоюдный как со стороны художников, так и широкой публики, но собрать работы для первых экспозиций было непросто, призналась эксперт-искусствовед галереи Наталья Ставицкая. Многие серьезные художники, занимаясь иконописью для души, попросту считали неуместным выставлять подобные работы в обычных экспозициях. Отыскали. И что! На нынешней благотворительной выставке (средства от нее пойдут на строительство храма Рождества Богородицы, который будет сооружен в районе Совок) представлены потрясающие вещи. Выполненные и в вполне традиционной технике (Сергей Иваненко, Наталья Волобуева), и в несвойственной для икон — батики Натальи Карнабед, живопись на стекле Сергея Гуртового, Богдана Савицкого, Костя Марковича, эмаль на меди Татьяны Колечко... И все это вполне гармонично сочетается с иконами XVIII-XIX веков.

Кстати, внимательный посетитель выставки сразу обнаружит, сколь разителен контраст между сувенирным вариантом икон, который предлагают публике на том же Андреевском спуске, и произведениями иконописи, выставленными в галерее. Овладение техникой и создание образа Божьего — вещи несравнимые. Здесь, в несуетной тишине маленького зала, понимаешь это отчетливо. Так что сворачивать со столбовых дорог на обочину бывает весьма полезно.

Анна ШЕРЕМЕТ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ