Художник родился во Львове в 1883 году. В течение 1890—1905 годов он получил первоклассное музыкальное образование у профессора Львовской консерватории А. Вольстафа, а также в Варшавской консерватории и частных музыкальных студиях Италии, Франции и Бельгии. В 23 года Иван Косынин — блестящий скрипач и композитор — с потрясающим успехом гастролирует по странам Западной Европы, в США и Канаде. В 1904 году канадская газета «Телеграмм» с восторгом писала об исполнительском мастерстве молодого скрипача: «Он ошеломляет неизбитыми импрессиями, словно драгоценными бриллиантами, всякого слушателя независимо от возраста». «Господин Косынин первоклассный виртуоз, — говорит о его выступлении брюссельский рецензент. — Его скрипка без аккомпанемента заменяет целый оркестр, воспевая глубины артистической души. Следует сказать, что успех господина Косынина близок к триумфам, выпадающим только выдающимся артистам». В следующие годы художник концертирует по всем континентам, выступая в Азии, Африке, Северной и Южной Америках. В то же время как композитор он создает ряд музыкальных пьес по мотивам индийских мелодий, произведения на темы из американского фольклора, пишет музыку для балетов (к сожалению, все это потерялось в 1917 году во время его пребывания в Москве).
Погруженный с раннего возраста в мир музыки, Иван Косынин в то же время очень увлекался графикой и живописью. Первые уроки живописи он, вероятнее всего, получил в доме Миколяшев, одной из самых богатых львовских семей, происхождящей из Богемии, и содержала хорошо известную аптечную фирму (в ней работали родители Косынина). Несмотря на бизнес-деятельность, Миколяши были очень одаренными и образованными людьми, которые с огромным вдохновением занимались рисованием и художественной фотографией. Так или иначе, но уже в 16 лет Иван неплохо владел карандашом и кистью. Одной из первых значительных художественных работ никому не известного юноши-скрипача стала декорация для передвижной оперы в Италии, сделанная по протекции выдающегося итальянского певца Монтекудо. Именно в Италии Иван Косынин решает серьезно заниматься живописью и даже поступает в одну из художественных школ Рима. Вскоре он переезжает в Санкт-Петербург с надеждой поступить в Академию искусств. Но судьба распорядилась иначе. Около 1900 года, обучаясь в Варшавской консерватории, художник параллельно посещает художественную школу Герсона — одно из самых уважаемых творческих заведений Польши, а далее продолжает художественное образование в частных студиях Северной Америки, Западной Европы (Рим, Париж, Нидерланды), Азии (как художник работал в составе нидерландской научной экспедиции в Индии).
Но наиболее плодотворно как художник Косынин работает в 1907—1914 годах во Львове, создавая ряд живописных работ (масляных и акварельных) и иллюстрируя местные журналы («Неділя», «Ілюстрована Україна», издание Украинского педагогического общества, календари общества «Просвіта» и тому подобное). Отдельные работы Косынина этого периода отмечены откровенно авангардной, подчас даже сюрреалистической стилистикой. Это не удивляет, если вспомнить, что именно Косынин был одним из наиболее активных участников самого авангардного творческого объединения западных областей Украины «Молода муза».
В 1930—1950-х годах судьба художника, как и его творческого наследия (музыкального и изобразительного), сложилась трагически. Хотя он продолжает творческую работу — пишет жанровые и религиозные картины, работает декоратором во Львовском театре оперы и балета (1930-е годы), преподает в Музыкальной школе (1946), но его искусство оказывается фактически ненужным «пролетарской эпохе». Поэтому он замыкается в себе, практически не контактируя с миром людей, тихо и незаметно уйдя из него в 1959 году.
Те, кому посчастливилось знать Ивана Косынина, вспоминают о нем, как о большом таланте и глубоко интеллигентом человеке. Бесспорно, достойном того, чтобы быть упомянутым во всяком случае в энциклопедических словарях.