Но много ли этих «новых изданий» сегодня в Украине? Детское издательство «Веселка», например, за полгода сумело выпустить всего десять книг! Не лучше дела у таких когда-то мощных издательств как «Дніпро», «Мистецтво», «Освіта», «Український писменник», «Молодь».
Приходится констатировать: пока что государство так и не смогло создать условий для нормального развития книгоиздания в Украине. Что из того, что в прошлом году Верховная Рада приняла Закон «Об издательском деле», статья 6 которого декларирует: «Государство оказывает поддержку издательствам, издательским организациям, полиграфическим и книготорговым предприятиям, которые выпускают или распространяют не меньше 50 процентов продукции на государственном языке и малотиражные (до 5 тысяч экземпляров) издания на языках малочисленных национальных меньшинств, путем предоставления льгот по уплате налогов и сборов...»? На практике эта норма не действует, как, кстати, и другие статьи закона. Не определен даже порядок регистрации издательств! Министерство информации потеряло уже целый год, так и не приняв соответствующих подзаконных актов, — так на что же рассчитывать потенциальным посетителям «презентаций новых изданий»?
Правда, в Министерстве информации надеются на недавно подписанный Президентом Указ «О некоторых вопросах государственной поддержки книгоиздательского дела». Однако, по-правде говоря, нового в нем совсем немного. Прокламированная в нем в качестве главной идея государственных заказов на общественно необходимую литературу, как показала практика последних лет, дела не решает. Ведь для того, чтобы украинская книга чувствовала себя уверенно, нужна политика государственного протекционизма по отношению к ней. И прежде всего — благоприятный налоговый режим. Создание же его в упомянутом документе не предусмотрено.
И хотя новый указ требует от Кабмина подготовить и подать «до 1 ноября» (интересно какого года? — Ред.) проекты ряда законов, однако изменения и дополнения, которые они должны внести в уже действующее законодательство, касаются опять-таки только «общественно необходимой литературы по госзаказу». А это значит, что большинство издательств, которые не сумеют правдами и неправдами попасть со своими книжными проектами в государственные программы, никакого облегчения не почувствуют.
Хорошо хотя бы, что плата за аренду помещений и коммунальные услуги издательствам, предприятиям полиграфии и книгораспространения отныне устанавливается в размерах, предусмотренных для заведений культуры и учебных заведений. Да еще тем чудакам, которые пересылают почтой книги, возможно, будет немногим легче: если теперь у них за пересылку по Украине небольшой бандероли весом чуть более 500 грамм на почте берут аж 4 (!) гривни, то после того, как Кабмин выполнит статью 1 указа Президента и установит льготные тарифы на услуги почтовой связи по пересылке отечественной продукции книгоиздания, будут брать на несколько копеек меньше.
Вот почти и все. Принципиальных вопросов книгоиздательского дела указ, к сожалению, не решает. И будет очень печально, если празднование 1000-летия летописания и книжного дела в Украине ограничится только торжествами, на которые в дистрофичном бюджете Украины наскребли 551 тысячу гривен и после завершения которых мы опять с завистью будем смотреть в сторону соседней России, где книгоиздание переживает нынче настоящий бум. В первую очередь благодаря благоприятному налоговому режиму.