Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Имитация Возрождения

Надежды превратить Коломыю в Авиньон похоронены окончательно
22 декабря, 1998 - 00:00

... Именно в Коломые в 1848 году священник Иван Озаркевич «легализировал» на сцене украинский язык. Первый спектакль под названием «Дівка на виданню, або На милованнє нема силовання» — адаптированный к покутскому этносу вариант «Наталки Полтавки» Котляревского. Дальнейшее функционирование театра в Коломые вызывает восхищение и любопытство разве что у историков театра и ярых собирателей древностей. В частности, как «проклятие советской власти» могут внести они в свои анналы ликвидацию в начале 60-х Коломыйского театра комиссаршей от культуры Фурцевой. Но в 1989 году на волне национального возрождения и патриотического энтузиазма театр возродили. Тогда в Коломыю хлынули актеры, жаждущие буколической аутентики и чистоты ощущений. Не худшие актеры, смею уверить, возможно, нафантазировали себе Коломыю славянским Авиньоном? Возможно, увидели в организаторе и первом режиссере возобновленного театра Дмитрие Чибораку реинкарнированного Жана Вилара?..

Но Коломыя — это таки не Авиньон! Словом, профессиональные актеры, задушенные кислым духом украинской провинции и отведав суррогат вместо аутентики, задали стрекача из городка. Театральная труппа пополнилась энтузиастами без дипломов. Высшей похвалы достойна их одержимая преданность работе! И глубокого разочарования — профессиональное мастерство.

Действительно, особая эстетика, начавшая было очерчиваться в первых спектаклях возобновленного театра («Гуцульський рік», «Камінний хрест»), как по мне, имела немало шансов со временем выделиться в самобытную творческую школу. Однако так не произошло. Народное здесь сбилось на простецкое, «вечные» темы были опошлены неумелыми постановками. Такая бездарная репертуарная политика, выведшая на сцену атрибутику бытового театра ХIХ века, не имеет никакого оправдания. На сцене засуетились торговки, пьяницы, мудрецы-старики, завопили соблазненные богатыми ловеласами бедные девушки, посыпались проклятия благодетельных резонеров на головы коварных негодяев. Поперла, словом, убогая стилизация под фольклор, декларация заяложенных истин просветительскими методами.

А сам юбилей вышел лучшим представлением-фарсом. Столько похвал от высших должностных лиц в свой адрес режиссер театра Дмитрий Чиборак и вся труппы не слышали и, небось, не скоро услышат. Может, в этом всем крылась глубоко затаенная ирония? Тогда правы апологеты постмодернизма: человечество вступило в эпоху буффонады, наиболее востребованными персонами которой являются паяцы.

Андрей МАЛАЩУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ