Наверное, еще со времен романтизма, когда Европа внезапно увлеклась Шехерезадой и запахом восточных пряностей, о восточной культуре здесь имеют несколько неполноценные и типично примитизированные представления. И эти представления вовсе не углубляются с каждой следующей волной европейской приязни к восточной экзотике, а только меняют объект своего обожания. Что касается индийской культуры, то она традиционно позиционируется как культура танца живота, популярного индийского кино и карри. Но это далеко не все. Точнее, все перечисленные составляющие хоть и являются частями индийского мира, однако, имеют довольно условное отношение к тому, что можно назвать индийским глубинным. А индийское глубинное — это, к примеру, классическая музыка, которая, как известно, имеет тысячелетние корни. На соответствующую этим тысячелетиям глубину она и бросает свой якорь в человеческую душу. Правда, только в ту, которая хочет слышать.
Когда о музыкантах говорят как о «легендарных», многие могут не верить таким определениям и пропускать их мимо ушей. Пока эти уши не услышат ту музыку, которая заслужила статус легендарной.
Амджад Али Хан — музыкант легендарный, самый выдающийся в современной Индии мастер игры на сароде (струнный музыкальный инструмент). Поскольку многочисленными регалиями сегодня тоже никого не удивишь, скажем только, что выступает он в самых знаменитых концертных залах мира и награжден всеми существующими дипломами и медалями в Индии и за ее пределами. Но все эти награды-ордена-звания кажутся сами собой понятными и одновременно утрачивают всякий смысл, когда идет речь о самом главном — музыке. Амджад Али Хан — представитель шестого поколения мастеров игры на сароде. В Киев он приехал вместе с теми, кто его музыкально-сакральное дело продолжает — своими сыновьями Амджадом и Аяаном — уже седьмым поколением сародистов, а также с двумя мастерами Танмоем Босом и Митхилешем Кумаром Джха, которые создают ритмическую оправу для звучания сарода игрой на таблах.
Амджад Али Хан выступил в Киеве благодаря стараниям главного организатора события — театра «Накшатра», который фактически выполняет функции индийского культурного центра в Украине. Именно «Накшатра» организовывал весной этого года концерт индийского мастера игры на бамбуковой флейте Пандита Хари Прасада Чаурасии (см. «День» №66 от 16 апреля 2009).
Свое выступление в Национальной опере Украины Амджад Али Хан начал с мелодии, посвященной Махатме Ганди. «Это почти национальный гимн Индии», — сказал маэстро. Кстати, среди многочисленных пластинок музыканта есть отдельное издание, посвященное этой культовой личности — «Помня Махатму Ганди».
Судя по тому, как принимали Амджада Али Хана в Киеве, в частности Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в Украине, музыканты в Индии имеют особый статус. Хотя музыковед, мастер игры на многих (в том числе восточных) инструментах Алексей Кабанов утверждает, что не всем индусам нравится индийская классическая музыка — так же, как не всем европейцам нравится европейская классическая музыка.
— Это элитарное искусство, — утверждает Алексей. — Образованные, культурные европейцы воспринимают одинаково адекватно как европейскую музыку, так и азиатскую. Классика есть классика. А если углубиться в архаичные времена, то можно увидеть, что музыка Востока и Запада почти не отличалась. И лишь потом эта прамузыка разделилась на восточную и западную волны.
Теперь общие корни этой прамузыки почти невозможно почувствовать за многочисленными трансформациями, влияниями и наслоениями. У Востока и Запада даже понимание музыки как таковой разное.
— Мир звука, ритма объединяет всех людей. Но европейская и индийская музыки имеют серьезные отличия, — рассказывает маэстро Амджад Али Хан. — Индийская классическая музыка не записывается и не читается. Она построена на импровизации. Поэтому каждый концерт уникален, ведь музыканты больше никогда его не смогут повторить. В индийской музыке также большое значение имеет духовность, благословение старших, благословение гуру и благословение родителей. Духовный аспект очень важен: музыкант должен жить добром, не разочаровывать своих родителей, постоянно молиться и медитировать.
Чтобы избежать жалких попыток описать музыку маэстро-сародиста и его сыновей, отметим лишь, что в этот вечер в Опере кончиками своих ногтей играл сам Дух.