С 24 по 29 апреля в Киеве будет проходить Первый украинский международный кинофестиваль неигрового кино «Контакт», учредителями которого выступили Министерство культуры и искусств Украины, Национальный Союз кинематографистов Украины, телеканал «1+1» и Фонд неигрового кино им. Ларисы Роднянской. Напомним, что в свое время именно Лариса Зиновьевна Роднянская (1938—2004), которая долгие годы руководила студией документальных фильмов «Контакт», инициировала создание такого фестиваля — отсюда и название.
На второй пресс-конференции кинофестиваля (которая состоялась в пятницу в Киеве в рамках второго фестиваля документальных и научно-популярных фильмов — «Кинолетопись-2005») была обнародована его программа. Как отметил президент «Контакта» Александр Роднянский, важнейшим является тот факт, что фестиваль — это не просто конкурсная программа плюс церемония награждения победителей. Создать «то самое основание, на котором и будет расти украинское документальное кино», должны ретроспективы фильмов (Франсуа Рейшенбаха, Виталия Манского, студии «Контакт», украинского кино 1960-х и др.), «круглые столы» (предусматривается, в частности, обсуждение общих проблем украинского документального кино и проблем мировой интеграции национальной кинематографии), а также мастер-классы известных украинских и зарубежных документалистов. Александр Роднянский отметил, что команде фестиваля удалось все-таки создать условия для того, чтобы отдельно существовал украинский национальный конкурс (18 фильмов. — М. М. ). К тому же украинские фильмы (Александра Столярова, Валентина Васяновича, Романа Ширмана и др.) хорошо представлены в международной программе.
По словам известного кинокритика Сергея Трымбача, о неигровом кино в Украине можно говорить твердо: оно есть. Но существует большая проблема с демонстрацией этих фильмов. К тому же «в нашем неигровом кино наблюдается явный уклон в познавательное, мемориальное кино, и почти нет публицистического, аналитического, социального кино».
Учитывая это, одной из важнейших задач Александр Роднянский считает информировать тех, кто будет участвовать в фестивале, о различных системах финансирования, дистрибуции и интеграции документального кино в значительно более широкий контекст. Речь идет, в частности, о том, «чтобы документальное кино стало такой же важной частью общественной мысли, каким оно должно быть и когда-то было, и есть в странах, рядом с которыми мы существуем». Что касается того, что называется социальной аналитикой, которой не хватает, так называемого художественного документального кино, кто собственно способен на это, то, по мнению Александра Роднянского, выяснить все это как раз и может такой «институт экспертизы, каким всегда является фестиваль». Без этого института, считает президент «Контакта», как и без системы подготовки кадров, киноиндустрии вообще не существует. А главной целью (и мечтой) организаторы фестиваля как раз и видят возможность «общаться и существовать в киноиндустрии».