Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Интимность украинской литературы: об искусстве и «мусоре»

13 сентября, 2012 - 11:48
Олеся МУДРАК: «Эротическая лирика — это большое искусство. Стоит вспомнить поэтическое наследие Сапфо, Анакреонта, Овидия. Их произведения считаются высоким искусством, как и произведения трубадуров, труверов, миннезингеров. Эротические мотивы свойственны не только авторским литературным произведениям, но и фольклору»

Об особо интимных, эротических мотивах в украинском искусстве, в частности в литературе, принято, по большей части или ничего не говорить, или говорить плохое. Впрочем, популярность даже одного сборника «Ніч еротичної поезії» (издательство «Зелений пес») свидетельствует: спрос на поэзию с эротическими мотивами среди украинских читателей ощутимый. Этот сборник быстро стал не только популярным, но и скандальным. Тираж книги разошелся с успехом. Недавно «Зелений пес» выпустил в свет второй том книги под названием «Ніч еротичної поезії non-stop», для составления которого даже объявили в социальных сетях кастинг эротичных поэтов. Этот сборник представляют на Форуме издателей во Львове. Поэзия с эротическими мотивами, конечно, имеет право на существование. Впрочем, она должна быть искусством, а не порнографией. О роли «эротического фактора» в украинском искусстве и принципиальной грани между эстетикой в поэзии и литературным «мусором» «День» беседовал с поэтессой Олесей МУДРАК.

— Эротическая лирика — это большое искусство. Стоит вспомнить поэтическое наследие Сапфо, Анакреонта, Овидия. Их произведения считаются высоким искусством, как и произведения трубадуров, труверов, миннезингеров. Эротические мотивы свойственны не только авторским литературным произведениям, но и фольклору. К сожалению, они долгое время изымались из литературного пространства, превращая его в целомудренное, «дистиллированное». Отдельные эротические стихотворения наблюдались у Тараса Шевченко, Ивана Франко, Павла Тычины, Василя Пачовского, Михайля Семенко, Максима Рыльского, Наталии Левицкой-Холодной и др. Определенные сдвиги в украинской поэзии произошли благодаря сексуальной революции, которая произошла в 1990-е годы, — напомнила Олеся Мудрак. — Не все писатели разграничивают эротику и порнографию. Эротика, на мой взгляд, базируется на чувстве тонкого единства тела и души, чего не наблюдается в любовной (платонической) литературе. А вот порнография построена на биологической основе, на безобразном извержении инстинктов. Она расходится с категорией прекрасного, пренебрегает душой. Эротическая лирика, как и любовная, тяготеет к раскованным витальным формам выражения. Она дарит читателям чувство прекрасного, которое открывает онтологическую основу бытия, гармонию между мужчиной и женщиной.

— А почему так называемая сексуальная революция в украинском искусстве началась только в начале 1990-х?

— Она вызрела значительно раньше, но не было возможности для практической реализации. Даже в бывшем Советском Союзе эротика в искусстве, в частности в литературе, была. Просто она не афишировалась, часто распространялась в жанре анекдотов. Поэты писали «в стол». Но, как говорил М. Булгаков, «рукописи не горят». Когда я исследовала этот вопрос, то нашла прекрасные образцы эротической поэзии Ирины Жиленко, Мыколы Винграновского, Анатолия Кичинского, Марии Матиос и других наших поэтов. Даже Лина Костенко не обходила эту тему, стоит назвать ее прекрасное стихотворение «Екзотика». Но никто не осуждает мэтров, напротив, мы восторгаемся их искусством. Нельзя не увлекаться грациозными строками Дмитрия Павлычко: «Ти, мов яблуко з галузки,/ Впала в трави молоді./ Я звільнив тебе від блузки, Клавши руку на груді...»

Прекрасны с этой точки зрения также поздние тексты Ивана Драча. В его сборнике «Противні строфи» находим строки «...степів розкішне різнотрав’я/ І твій одкинутий берет...» Можно приводить множество произведений украинских поэтов с эротическими акцентами. Больше всего их начали печатать как раз в 1990-е годы. Поэтому разговоры об отсутствии эротических мотивов в украинской литературе — безосновательны.

Первым попробовал сделать «эротический прорыв» в украинской литературе известный литературовед Николай Сулима. Он в 2001 году издал сборник «Бандурка», а затем — в 2008-м — антологию эротической поэзии «Сяйво білого тіла». Впоследствии по его следам пошли Иван Лучук и Виктория Стах, составив вторую украинскую эротическую антологию «Біла книга кохання». Со временем Братья Капрановы и Сергей Пантюк издали сборник «Ніч еротичної поезії», который имеет самый большой спрос среди почитателей лирики. Недавно появилось второе издание — «Ніч еротичної поезії non-stop», по случаю которого объявили народный кастинг эротических поэтов.

— Вы не только на творческом уровне интересуетесь эротическими мотивами в поэзии, но и защитили на эту тему одну из первых в нашей стране кандидатских диссертаций — «Українська еротична лірика: жанрова специфіка та ідіостилі»...

— Когда я решила, что буду писать диссертацию именно по эротической лирике, то столкнулась с проблемой — не могла найти научного руководителя. Литературоведы говорили, что это несерьезная тема, что эротика — это абсурд, а не наука. Только Наталья Костенко, доктор филологических наук, профессор поддержала меня. Она понимала, что эту тему стоит исследовать в аспекте теории литературы, ее можно и нужно с научной точки зрения воспринимать всерьез. Важным моментом для эротической лирики является не физическое свойство тел, а повышенный тонус их постижения, переданный через ритм, звуковую и телесную пластику, стилистические нюансы. И для меня это было важно объяснить с научной точки зрения. Кстати, первым, кто написал отзыв на диссертацию, был академик Иван Дзюба. Мне это очень импонировало.

Чтобы объективно оценить эротическую поэзию, нужно быть серьезным литературоведом. Читала публицистические труды, в которых эротическую поэзию презирают, предвзято к ней относятся, не всегда адекватно воспринимают. На мой взгляд, дать адекватную оценку этому художественному явлению могут разве что исследователи уровня Николая Сулимы. Эротическая поэзия всегда исключает безвкусицу, как-то заметил Иван Лучук. Я с ним согласна. Настоящая утонченная эротическая поэзия, которая всегда нестандартна по форме и содержанию, обязательно останется в истории украинского и мирового искусства.

— Вы — не только поэтесса, но и актриса. Декламируя свои стихи, вы очаровываете собравшихся импровизацией, игрой, определенным эстетическим шоу. Насколько сегодня поэтам важно уметь представить свое творчество?

— Сегодня это нужно, потому что живем в эпоху эпатажной литературы. Век амбиций, к сожалению, не всегда здоровых. В украинской лирике есть немало удивительных, буквально хрестоматийных поэтов, например Леонид Талалай, Владимир Затулывитер, в творчество которых просто влюбляешься. Их поэзию знают все, кто вообще интересуется литературой. Впрочем, когда эти авторы сами декламируют собственные стихотворения, понимаешь, что для этого нужны способности. Поэту надо иметь хотя бы горсточку актерского мастерства, нужно уметь «преподнести» себя в выгодном свете, убедить слушателя в своей внутренней правде. Стоит обратиться к опыту барочных поэтов, футуристов и др. Надеюсь, читая стихи, мне удается показать всю гаму чувств, которыми жила, когда их писала. В поэзии важны энергетическое содержание и энергетическая наполненность стихотворных строк. Если я чувствую в поэтических строках бурную мощь и энергетику, если за одной метафорой стоит целая эпоха, это поражает и это — настоящее искусство.

Вадим ЛУБЧАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ