Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Искусство движения и слабость слова

В прокат вышел молодежный танцевальный экшн «Давай танцуй»
27 марта, 2019 - 11:02
ФОТО C САЙТА KINO-TEATR.UA

«Давай танцуй» — проект поистине многострадальный, стартовавший еще в 2005 году. Процесс прервал кризис 2008 года. Госкино трижды отказало в финансировании, но съемки все же возобновились в 2015.

Режиссер фильма — выходец из Донецка Александр БЕРЕЗАНЬ. Учился в Киевском национальном университете культуры и искусств, работал в театре, снимал клипы, специализируется на комедиях. Сценарий «Давай танцуй» написан Александром совместно с его постоянным партнером, продюсером Сергеем РОЗВАДОВСКИМ, который к тому же сыграл главного негодяя.

Сюжет такой. В Славянске двое братьев — старший Никита (Денис РЕКОНВАЛЬД) и младший Паша (Максим ДЗЮНЯК) одержимы танцем. На дворе — лето 2014-го, разгар АТО. От взрыва мины Паша получает серьезные ранения, на реабилитацию нужны средства, поэтому Никита отправляется в Киев на танцевальный турнир, чтобы выиграть денежный приз. В столице ситуация усложняется: герой влюбляется в красавицу-певицу, украино-американку Лизу (Валентина Войтенко), которую похищают с целью выкупа. Конечно, надо спасать еще и ее. Довольно типичный набор ситуаций.

Все распространенные, и, не побоюсь этого слова, намозоленные проблемы украинского жанрового кино встают здесь в полный рост с первых же кадров. Березань еще в предыдущей работе — исторической комедии «Благородные бродяги» — показал, что его слабая сторона — драматургия, то есть диалоги, построение сюжета и разработка характеров.

Например, лирическая линия — и с Пашей, и с Лизой — воплощена как банальная мелодрама, с соответствующей серьезностью лиц, пафосом диалогов и бурленьем страстей. С комизмом не все в порядке: многие шутки примитивны и неточны. Слепленные из грубых штампов дореформенные милиционеры и разномастные бандиты тоже не смешат. Гомофобные остроты и фразы о «нормальной ориентации» вообще вне критики. Из того же разряда мечты Лизы о принце (современная богемная девушка родом из Америки правда такое может сказать? Вы веком не ошиблись?)

Никита говорит на плохо сконструированном суржике. Многие типажи и коллизии кое-как скопированы с голливудских оригиналов, а потому выглядят искусственно и неуклюже. В целом, там, где актерам надо реагировать именно в форме игры, слабые места в сценарии и в режиссуре слишком заметны.

Что же спасает фильм от провала?

Три составляющие: хореография (Анатолий САЧИВКО), операторская работа (Никита КУЗЬМЕНКО) и монтаж.

Когда исполнители прекращают говорить и что-то изображать и переходят к физическому (взаимно)действию (тому самому «экшену»), становится интересно и, о чудо, даже смешно. Это касается не только танцев; например, одна из самых эффектных сцен погони в нашем кино за последнее время — Никита мчится на роликах за машиной Лизы по центру Киева, преодолевая многочисленные препятствия; феерическая смесь паркура и балета. Но, конечно, главное — танцы. Соло, дуэты, ансамбли, блестящий аттракцион стилей и сногсшибательных па. Кстати, стоит отметить еще один номер в исполнении Дениса Реконвальда, когда его персонаж, чтобы замаскироваться от назойливого милиционера, дебютирует на турнире в женской одежде и парике — остроумно, ловко, весело (и тем более можно было бы без глупостей о геях обойтись). Все это легко и сочно снято Кузьменко и с хорошим чувством ритма смонтировано Березанем. Правильная «нарезка» явно помогла устранить немало несуразностей.

Очевидно, имеем повторение того, что можно назвать прецедентом «Гуцулки Ксени» (см. рецензию «Последний фейерверк» в «Дне» от 12 марта с. г.) Наши режиссеры все никак не овладеют искусством комедии, но уже научились делать фильмы-концерты. Диалоги могут быть сколь угодно деревянными, персонажи — ходульными, актеры и актрисы — зажатыми, но едва только в кадре начинают петь и/или танцевать, ситуация улучшается на порядок.

Возможно, ответ в том, что оба фильма являются продукцией нового времени, когда клиповое мышление, влияние телевидения и рекламных роликов как на авторов, так и на аудиторию стало безоговорочным (особенно верно для Березаня). Такая помощь от «младших братьев» кинематографа крайне уместна и освежающа: по крайней мере, качественное шоу на экране вполне получается.

Второй шаг навстречу залу тоже придется сделать, и это, конечно, труднее, но необходимо: научиться работать с актерами и писать для них убедительные истории.

Так ведь и рождается кинематографическое ремесло, которому в конечном счете подвластны «Оскары», Канны и кассы.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ