Герой Украины, академик Академии искусств, заведующий кафедрой композиции Национальной музыкальной академии Украины обогатил нашу культуру настоящими шедеврами во многих музыкальных жанрах — оперном, балетном, симфоническом, хоровом, камерно-инструментальном. Евгений Федорович также автор музыки к многочисленным кинолентам. Уже с первых произведений Станкович провозглашает себя как композитор большого драматичного дарования. Его изысканная композиторская техника, детальная полифоническая фактура и созерцательный лиризм вызывает к воспоминаниям стиль эпохи Барокко, а полнокровная постромантическая оркестровка добавляет музыке теплоты и экспрессии. Творчество Е.Ф. Станковича чрезвычайно в показе эмоциональной свободы, совершенного технического мастерства и гибкости формы.
«Это юбилей грустный, ведь хочется быть всегда молодым, а время идет... Подарком станет для меня исполнение «Когда цветет папоротник», — сознался композитор на I Международном инструментальном конкурсе им. Е. Станковича (см. «День» №75-76). — Эту фольк-оперу я написал 30 лет назад и только недавно впервые она полностью прозвучала»! 24 сентября в Национальной филармонии повторно исполнят это произведение музыканты Национального симфонического оркестра под руководством В. Сиренко и хора Г. Веревки (руководитель Анатолий Авдиевский).
В канун юбилея маэстро «День» обратился к коллегам Станковича, известным деятелям отечественной культуры, чтобы они рассказали о Станковиче-мастере и Становиче нашем современнике.
«ЭТА ЛИЧНОСТЬ ФОРМИРУЕТ МИРОВОЙ ИМИДЖ УКРАИНЫ»
Владимир ЛУКАШЕВ, художественный руководитель Национальной филармонии Украины:
— Согласитесь — определенную страну мы всегда познаем через выдающихся деятелей культуры и искусства. Например, Италию мы знаем прежде всего через Рафаэля, Боттичелли, Микеланджело, Верди, Россини. В конечном итоге, прежде всего культура и искусство определяют место государства в цивилизационной вселенной. Думаю, что имя Евгения Федоровича Станковича принадлежит к плеяде тех личностей, которые формируют мировой имидж Украины. Это уникальная, чрезвычайно щедро одаренная личность, которая успела уже столько сделать для нашей культуры. Немало его гениальных произведений получили постоянную «прописку» и на сцене Национальной филармонии. В частности, несколько лет назад у нас состоялась фантастически яркая, чрезвычайно зрелищная постановка его знаменитой фольк-оперы «Когда цветет папоротник» — произведения абсолютно редкого по жанру, построенного исключительно на украинском музыкальном фольклоре, написанного специально для академического народного хора имени Г. Веревки и певицы Нины Матвиенко. И вот 24 сентября у нас в который раз состоится демонстрация этого удивительного по красоте музыки произведения. Е. Станкович всегда способен удивлять даже маститых музыкантов своим уникальным оркестровым мышлением. В каждом его новом произведении оркестр, так сказать, изнутри наполняется какими-то абсолютно неповторимыми вибрациями, всегда выигрывает неожиданными тембровыми красками, словно питаясь естественным путем животворной силой от благодатной земли, имя которой — Украина.
В позапрошлом году в программу нашего сезона мы включили концерт под интригующим названием «Три «С» — из произведений нашей знаменитой композиторской триады — Станкович, Скорик, Сильвестров. Есть интересная закономерность: сначала талантливый человек получает поддержку государства, но впоследствии, в процессе творческого роста художника, уже само государство благодаря таким талантливым личностям получает высокий международный статус. Собственно, опираясь на такие авторитетные имена, как Евгений Станкович Украина утверждается в мире как культурная, духовно высоко развитая страна. Я счастлив, что являюсь современником Евгения Федоровича, что могу способствовать исполнению его музыкальных композиций в Национальной филармонии.
Общение с этим уникальным человеком — всегда одно удовлетворение. Это — истинный Художник, который не погружается в какие-то политические катаклизмы, сугубо бытовые неурядицы, не проникается мелочностью сегодняшней суеты. Он сосредоточен на главной теме своей жизни — на создании Музыки. Честь и хвала ему в этом! И я горд, что живу в эпоху Станковича».
«ТАКУЮ МУЗЫКУ МОЖЕТ НАПИСАТЬ ТОЛЬКО ГЕНИАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ»
Владимир РОЖОК, ректор Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского:
— Напомню, еще в1985-ом Третья симфония Станковича, по рейтингу ЮНЕСКО, вошла в десятку самых выдающихся музыкальных произведений мира! Музыкальное творчество художника настолько проникнуто нашим национальным духом, отвечает национальному менталитету, что его чрезвычайно легко выделить среди тысячи произведений других композиторов. Евгений Станкович — ярко самобытный художник. Я горжусь тем, что в свое время вместе с выдающимся дирижером Стефаном Турчаком мы смогли привлечь молодого, талантливого композитора к работе в Киевском оперном театре. Это был 1982 год. Тогда я работал на должности заместителя директора по творческим вопросам Оперы. Готовились к празднованию 1500-летия Киева. Хотелось в театре подготовить что-то масштабное и зрелищное к этой выдающейся дате, произведение, которое показало бы славные страницы нашей земли, эпохальные исторические события, происходившие на ней. Ради этого необходимо было привлечь такого мастера, который бы был в состоянии этот замысел достойно воплотить в жизнь. И на художественном совете театра единодушно решили — это по силам Евгению Станковичу. Сначала композитор категорически отказывался и на это были определенные причины: его знаменитую фольк-оперу «Когда цветет папоротник» сняли с премьеры, автора абсолютно безосновательно обвинили в национализме, и эта рана у него еще бурлила. И все же нам удалось уговорить Евгения Федоровича написать балет «Ольга». Автором либретто стал выдающийся мастер кино Юрий Ильенко. Художником-постановщиком — Федор Нирод, балетмейстером-постановщиком — Анатолий Шекера, а дирижировал Стефан Турчак. Это был блестящий, звездный состав исполнителей: Раиса Хилько, Светлана Приходько, Анна Кушнирова, Николай Прядченко, Валерий Ковтун и весь — 200 человек (!) — балет. Все с нетерпением ждали премьеры и одновременно боялись. Потому что спектакль посвящен княгине Ольге, которая из Византии принесла на Русь христианство, которая заботилась о перестройке своего государства (в постановке ее эффектно поднимали над собой четыре сильных молодца). А при власти тогда был горком партии, в который меня периодически вызывали и угрожали отобрать партбилет. (Турчак и Шекера также были партийными). Но мы отвечали: «Извините, это же искусство!». И когда состоялось правительственное заседание и члены политбюро увидели и услышали этот шедевр Станковича, то в первую очередь печально известный академик Александров — Президент Академии наук СССР — с пафосом заявил: «Это уникальное, потрясающее произведение». Таким образом последующая счастливая судьба этого гениального произведения Станковича была решена.
Впоследствии, в 1986 году, киевляне увидели и услышали второй масштабный балет Станковича «Прометей», поставленный на сцене Дворца «Украина». В этой музыке и спектакле Евгений Федорович раскрылся как художник, который мыслит большими мировыми категориями, способен их художественно проработать и ярко воплотить в музыкальном произведении. Вслушайтесь в Прелюдию из балета «Прометей» или в симфонию на слова Павла Тычины «Я утверждаюсь»! Такую музыку может написать лишь гениальная личность.
Как композитор Е. Станкович неугомонный в своем поиске. Но это художник, который может творить лишь на своей земле! Вспоминаю, как он вернулся из Канады, где финансовые условия для маэстро были намного выгоднее и жизнь несравненно комфортнее. Впрочем, возвращаться за границу Евгений Федорович категорически отказался и сказал: «Я там не могу творить. То, что там меня окружает, не дает мне никаких творческих импульсов. Вот я поеду в свой родной карпатский край, посмотрю на эти удивительные горы, на солнце, которое выходит из-за гор, и меня просто переполняют такие чувства и эмоции, что я едва успеваю записывать... А в Канаде этого нет!». Е. Станкович — истинно украинский композитор, настоящий патриот Украины, и мы все, его коллеги, гордимся, что он у нас есть!
«СЕКРЕТ ЕГО ХАРАКТЕРА — В ГЛУБИННОЙ УКОРЕНЕННОСТИ В РОДНОЙ КРАЙ»
Марианна КОПИЦА-КАРАБИЦ, искусствовед, профессор НМАУ:
— Мне, как и Ивану Карабицу, повезло, что наша жизнь тесно переплелась с жизнью Евгения Станковича. Вспоминаю, как еще студентом тот заходил в 33-й класс своего педагога и наставника Бориса Николаевича Лятошинского. В памяти всплывают яркие страницы профессионального роста молодых композиторов. Вспоминаю, как Петр Сук (отец выдающегося пианиста Николая Сука, тогдашний директор столичного Дома композиторов) всячески пытался способствовать престижу украинской музыки и устраивал авторские концерты молодых авторов. Один из них совпал по времени с моим первым выступлением в печати. Тогда было принято публиковать отзывы и рецензии на музыкально-филармонические события столицы. И мне — молодому музыковеду — поручили написать о премьере Третьей симфонии Станковича «Я утверждаюсь». Мне посчастливилось побывать на репетиции оркестра, которым руководил наш славный дирижер Стефан Турчак. Никогда не забуду фразу, патетически произнесенную им сразу после вступления — низкого «басового» звучания струнных: «Нет! Что вы здесь мне наиграли? Дайте мне такой аккорд, чтобы земной шар вздрогнул!». Так дирижер почувствовал мощный энергетический импульс уже во вступлении музыки Станковича. Собственно, эта симфония раскрыла мне всю силу и глубину таланта этого композитора. Сразу стало абсолютно очевидно — на наших глазах растет большая художественная личность, сознательный и достойный последователь своего учителя.
Евгений Федорович прошел несколько этапов становления своего авторского композиторского стиля и в конечном итоге заявил о себе как композитор драматически-конфликтного симфонизма, впоследствии появляется в его музыке медитативность, постепенно углубляется философская линия. Творческая судьба способствовала успешному развитию Станковича как композитора: музыка его всегда охотно исполнялась и получала одобрительные отзывы и у критиков, и у публики. Так же, кстати, как и его общественная деятельность — на должности Главы Союза композиторов или председателя жюри нынешнего Конкурса имени Станковича. В то же время я знаю Евгения Федоровича как очень ранимого, толерантного человека. Он никогда не страдал «звездной» болезнью, всегда, даже занимая высокие должности, оставался доброжелательным, мягким человеком. Мне кажется, секрет такого характера Евгения Федоровича — в его глубинной укорененности в родной край, откуда он родом. Станкович родился в Сваляве (Закарпатье). Люди этого красивого края, где очень часто менялась власть, где переплелись разные этнические культуры, несмотря на сложную историю, воспитали в себе уникальную толерантность в отношении друг к другу. Доброта — основа их жизни. Это качество присуще и Евгению Станковичу. Это человек с тонко развитым чувством юмора, чрезвычайно приветливый, с открытой душой, готовый в любой сложный момент жизни прийти на помощь. Вспоминаю, когда тяжело заболел Иван Карабиц, то первый звонок был именно от Жени и Тамары Станковичей, которые только что вернулись из Канады и готовы были достать необходимые дефицитные тогда у нас лекарства. Евгений Станкович — это Человек и Художник с большой буквы!».
«НА ЗАПАДЕ НЕКОТОРЫЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЕГО МУЗЫКА — «СЛИШКОМ УКРАИНСКАЯ». В НАШЕЙ СТРАНЕ ЧАСТО ГОВОРЯТ — «ОХ, КАКОЙ ОН «УКРАИНСКИЙ»
Игорь ЩЕРБАКОВ, композитор, председатель Национального союза композиторов Украины:
— Евгений Станкович — цвет и красота нашей нации и мирового музыкального искусства. Это выдающаяся личность, в которой удивительным образом соединились великий художник, даосский философ, истовый религиозный деятель и украинский национальный герой. Не только Герой Украины, а, подчеркиваю — прежде всего — украинский национальный герой! В этом его большое счастье и в определенном смысле большой трагизм. Музыка Евгения Станковича — это большое деяние: сердца, интеллекта и национального самосознания. Но как это ни странно, именно последнее мешает ему войти в сонм великих своего времени. «Там» — на Западе — некоторые считают, что его музыка — «слишком украинская». В нашей стране — при очевидном большом признании и популярности этого музыкального мудреца — большинство способно увидеть лишь верхушку этого огромного айсберга, имя которому — Евгений Станкович. И часто говорят — «ох, какой он «украинский»! Великим является Станкович во всех своих проявлениях — в каждом звуке, каждом слове, в каждом деянии. И мы просим Господа, чтобы еще много лет нас сопровождала музыка одного из его самых выдающихся сыновей — Евгения Станковича.
«ДОСТОЙНЫЙ НАСЛЕДНИК ШКОЛЫ БОРИСА ЛЯТОШИНСКОГО»
Марина ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО, музыковед, профессор НМАУ:
— Чрезвычайно высоко ценил музыку Евгения Станковича Виталий Губаренко. Он считал его достойным наследником и продолжателем школы классика украинского симфонизма Бориса Николаевича Лятошинского. Губаренко внимательно наблюдал за творческим ростом молодого Станковича, неоднократно убеждаясь, что редкий дар симфонического мышления рельефно обозначился уже в ранних произведениях композитора. Можно сказать, что Губаренко в известной степени считал Станковича последователем линии создания «симфонического балета», заявленной самим Виталием Сергеевичем в его балете «Каменный хозяин». Поэтому творчество Евгения Станковича, особенно балетное и симфоническое, импонировало ему чрезвычайно.
«ПОСТОЯННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ТРУДА НЕ СДЕЛАЛО КОМПОЗИТОРА НЕЛЮДИМЫМ»
Леонид ГРАБОВСКИЙ, композитор, почетный академик Академии искусств Украины (США):
— Истории мировой музыкальной культуры известны имена композиторов, «переполненных» творческим воодушевлением, которые оставили после себя колоссальное музыкальное наследие — И. С. Бах (свыше 1000 произведений), Ф. Шуберт (свыше 900), К.Х. Штокхаузен, Д. Мийо (около 500), крымчанин Алемдар Караманов... Здесь немало зависит от врожденного уровня энергетики мастера. Думаю, Евгений Станкович именно из такой породы. Неутолимая жажда компоновки, чему способствует его природное крепкое физическое строение и замечательная генетика — главнейшая черта его личного характера. К счастью, Станковичу присуще также богатое стихийное музыкальное воображение. В то время как немало композиторов тратят годы на окончательное формирование собственного стиля, у него это случилось достаточно быстро и словно само по себе. После юношеской и многообещающей Виолончельной сонаты, написанной еще в студенческую пору, он очень скоро скомпоновал такие яркие и эмоционально щедрые произведения как Sinfonia Larga, Sinfonia Lirica, Струнный квартет №1 и классически совершенный Триптих для скрипки и фортепиано «На верховине», который немедленно был включен Олегом Крысой в репертуар. С тех пор производительность у Евгения никогда не уменьшалась — симфония за симфонией, концерт за концертом, балеты, музыка к многочисленным кинолентам. Мало кто из украинских композиторов может похвастаться таким непрерывным потоком масштабных произведений — десятки фундаментальных партитур большого формата, которые всегда мгновенно находили исполнителей и получали заслуженное признание слушателей. Впрочем, постоянное напряжение труда не сделало композитора нелюдимым. Он остается доброжелательным, товарищеским человеком, всегда приветливым, готовым к юмору и шутке, однако словно не склонен к длительным и глубинным дискуссиям: художник находится в постоянной готовности при первой возможности вернуться к своей сознательно избранной «каторге», к любимой «галере» — к письменному столу. Поэтому поздравляю тебя, наш «каторжанин», с твоим почтенным юбилеем! Здоровья и долголетия!
«День» присоединяется ко всем теплым словам и искренним пожеланиям, сказанным в адрес славного юбиляра: здоровья вам, Евгений Федорович! Творческого воодушевления и воплощения всех проектов и задумок!