Новогодний подарок подготовил коллектив Национальной оперы Украины, приглашая зрителей на премьеру оперы «Кармен» Жоржа Бизе 28 и 30 декабря.
За всю свою многолетнюю творческую историю киевский театр обращается к этому шедевру мировой музыки в седьмой раз. Первая постановка была осуществлена в конце 20-х годов режиссером Лапицким. В 1963 г. Дмитрий Смолич вместе с дирижером Константином Симеоновым сделали версию, которая просуществовала десяток лет. Именно ее восстановил в конце 70-х Лев Силаев. В этой работе вновь принимал участие маэстро Константин Арсенович (в ту пору, вернувшийся в театр), а интересные декорации сделал знаменитый мастер — Федор Нирод.
— Практически все корифеи нашей оперы прошли апробацию через «Кармен», — подчеркнул Генеральный директор театра Петр Чуприна. — Стоит назвать всего несколько звездных имен исполнителей главных партий: Кармен — Лариса Руденко, Галина Туфтина, Валентина Река; Хозе — Василий Третяк, Владимир Гуров; Эскамильо — Михаил Гришко, Дмитрий Гнатюк; Микаэла — Зинаида Христич, Клавдия Радченко. Это произведение великого маэстро требует огромного мастерства всех, занятых в постановке. Я бы сказал, что театр проверяется на профессиональную зрелость. Нужна команда сильных солистов. Меццо-сопрано — голос довольно редкий, а мы можем похвастаться, что имеем несколько хороших певиц: Анжелина Швачка и Татьяна Пименова ныне репетируют образ роковой цыганки, а в ближайшем будущем к ним присоединятся Татьяна Анисимова, Наталья Кислая и Зорислава Довга. Партия Хозе написана композитором для драматического тенора. У нас три исполнителя — Александр Востряков, Павел Приймак и Андрей Романенко. Поставить «Кармен» мы пригласили российского режиссера из Большого театра Николая Кузнецова, который уже знает наш потенциал. В прошлом сезоне он ставил для нас оперу «Любовь к трем апельсинам», которая пользуется успехом у публики. Нас привлекает, что Николай Иванович предложил интересную концепцию, но без авангардных трюков, то есть добротную постановку. Оригинальную сценографию придумал Андрей Злобин, а костюмы создает Анна Ипатьева (театралам они знакомы по оформлению «Риголетто»). Дирижер — Владимир Кожухарь.
Подготовительный период растянулся на полгода. Опера исполняется на языке оригинала — французском. Актеры разучивали свои партии, а затем произношение им ставили педагоги-репетиторы. Полтора месяца назад в Киев приехал Николай Кузнецов и стал сводить все к единому знаменателю. По его словам, он не стал гнаться за модой. Когда нечего сказать зрителям, то режиссеры стараются оглушить или шокировать публику. Например, посадить Кармен на мотоцикл, а Хосе — заставить сделать стойку на голове. Вот только зачем такие эффекты, если они не оправданы ходом сюжета? Он считает, что нужно ставить автора и не выпячивать собственные амбиции.
— Для меня «Кармен» по жанру — психологическая драма с трагическим концом, — сказал режиссер Кузнецов после репетиции. — Эта опера, по взаимоотношениям героев, написана Бизе в музыке так проникновенно, что ее можно сравнить с шекспировскими сюжетами. Это спектакль о человеке, не умеющем обуздать страсть, и поэтому Хозе становится ее жертвой. За столетнюю историю различных постановок произведение обросло штампами: если Кармен — то актрисы обязательно изображают из себя роковую женщину. Я постарался убедить актеров не прятаться за музыку, проявить свой драматический дар и стараться идти от психологии своих персонажей. Мне кажется, что спектакль получается, если создается связка единомышленников, работающих в одной упряжке. Во всяком случае, я попытался создать команду.
Киевский вариант «Кармен» для режиссера уже третье обращение Николая Ивановича к наследию Ж. Бизе. После окончания ГИТИСа он ставил эту оперу в Днепропетровске. Тогда сцена была оформлена, как стадион где, и развернулась кровавая драма. Затем в Московском театре им. Станиславского и Немировича-Данченко он ассистировал Фезенштейну и после удачного дебюта был приглашен работать в этот прославленный коллектив. Как считает Петр Чуприна, именно тот спектакль понравился представителям администрации Национальной оперы Украины, и их выбор остановился на Кузнецове.
Исполнитель партии Хозе — Александр Востряков признался, что с этой роли началась его оперная карьера, а «Кармен» считает самой любимой из своего разнообразного репертуара. Он принимал участие в спектаклях разных театров: Днепропетровска, Казани. И вот, практически на закате своей певческой карьеры, судьба подарила шанс вновь прикоснуться к великой музыке Жоржа Бизе.
Для репертуарного театра очень важно, чтобы спектакли имели долгую сценическую жизнь. Дирекция Национальной оперы надеется, что их новая «Кармен» не оставит публику равнодушной.