Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Истории бедности и бунта

Об особенностях 47-го кинофестиваля «Молодость»
7 июня, 2018 - 10:09
ЛАУРЕАТ ГРАН-ПРИ «МОЛОДОСТИ», РЕЖИССЕР ФИЛЬМА «СВЯТОЙ» АНДРИУС БЛАЖЕВИЧЮС

Нынешняя  «Молодость» отличалась прежде всего календарно: организаторы, согласовав решение с соответствующими международными институциями, перенесли сроки проведения  фестиваля с конца октября на конец мая.

У этого решения есть как преимущества, так и недостатки. Среди первых — локации под открытым небом: в кинотеатре-павильоне на Почтовой площади прошло открытие фестиваля, а затем там в течение недели показывали детскую программу и киноклассику, так что это место стало одним из самых популярных в Киеве.  «Молодость» также выиграла сезонное первенство у конкурентов из Одесского фестиваля, который проходит в июле и раньше перехватывал у Киева немало звезд и премьер.

С другой стороны,  «Молодость» таким образом совпала сразу и с Днем города, и с «Книжным Арсеналом», и из «Чилдрен-кинофестом», и с сессиями в большинстве университетов, что особенно обидно с учетом того, что значительную часть аудитории «Молодости» составляют студенты. Неудивительно, на многих просмотрах залы не заполнялись и наполовину. Можно надеяться, что такой недобор — явление временное, потому что фестивальной публике необходимо время, чтобы привыкнуть к новым срокам.

Среди других последствий — отныне «Молодость» в иностранном репертуаре больше ориентируется на Берлинский, а не на Каннский кинофорум. Последний проходит в середине мая, поэтому раньше киевские отборщики до октября успевали привлечь самые заметные каннские ленты. Отныне «базой» становится Берлинале, проходящий в феврале.

Так, среди внеконкурсных хитов оказались два лауреата Берлина — обладатель «Золотого медведя» за лучший фильм, драма «[Не] прикасайся» (Румыния — Германия — Чехия — Болгария — Франция, режиссер  Адина Питнилие лично представила картину) и показанная на Почтовой площади  в вечер открытия «Рожа» — новая работа полячки Малгожаты Шумовской, награжденная  Гран-при жюри (см. интервью с ней в «Дне» от 7 марта с. г.). В полнометражном конкурсе оказались «Наследницы» (Марсело Мартинесси, Парагвай — Германия — Уругвай — Бразилия — Норвегия — Франция), которые получили в Берлине приз Альфреда Бауэра за открытие новых перспектив в киноискусстве, «Серебряного медведя» лучшей актрисе (Ана Брун) и награду ФИПРЕССИ.

Среди других внеконкурсных премьер хочется отметить — по разным причинам —  две:  «Последнее путешествие Леандра» (режиссер — Ник Бейкер Монтейс, Германия) и «Фабрику ничего» (Педру Пинью, Португалия).

 «Последнее путешествие» — это фактически бенефис 77-летнего Юргена Прохнова, который лично представил фильм и получил почетного «Скифского оленя».  В свое время Прохнов, достигнув звездного статуса на родине, в Германии, совершил почти невозможный для европейского актера прорыв в Голливуде, сыграв в блокбастерах калибра «Самолет президента», «Судья Дред» и «Код да Винчи». «Последнее путешествие Леандра» — это история 92-летнего ветерана Вермахта Эдуарда Леандра, который после смерти жены отказывается доживать свой век в доме престарелых, вместо этого с внучкой Адель едет в Украину, где во времена Второй мировой воевал с СССР как офицер казаков — союзников Германии. А еще — оставил там свою любовь.

ГЛИНУР ПАЛМАСОН, РЕЖИССЕР КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ БРАТЬЯ», ПОЛУЧИЛ ПРИЗ «СКИФСКИЙ ОЛЕНЬ» ЗА ЛУЧШИЙ ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ

Герои пускаются в рискованное путешествие — прямо в зону боевых действий, в Луганскую область, и дальше, через границу, в российское село. У фильма есть масса недостатков — и мелодраматическая игра, и неравная режиссура, и прямолинейные, как газетные заголовки, диалоги. Но, собственно, Прохнов справляется со своей ролью блестяще, и еще здесь введен хорошо продуманный сюжетный мотив переплетения двух войн — Второй мировой, и нашей, нынешней. По сути, Леандр хочет закончить для себя ту, которая для всего мира завершилась в 1945-м. Искупить содеянное и упокоиться с миром. Благодаря такому драматургическому повороту режиссеру удается, не впадая в беспринципный пацифизм, показать и войну на Донбассе как беду, постигшую украинцев по обе стороны фронта.

Трехчасовая «Фабрика ничего» награждена призом «Недели критики» в Каннах в 2017-м. Сначала на экране ничего и не происходит, кроме бесконечных дискуссий бастующих рабочих, как им быть дальше. Компания, владевшая их фабрикой по производству лифтов, разорилась, поэтому у коллектива остается два выходы: либо взять компенсацию и пополнить ряды безработных, либо — намного более рискованный — самим стать владельцами производства и запустить фабрику заново. Разговоры разной степени темпераментности плюс сцены безделья создают эффект преднамеренного замедления действия. И тем мощнее впечатление, когда герои и героини вдруг начинают петь и танцевать. Этот перелом действия настолько неожиданный и искуссный, что предыдущие 2 часа болтовни воспринимаешь не иначе как специальный трамплин к этому прекрасному прыжку.

Что касается конкурсов «Молодости», то в самом важном из них — полнометражном игровом — приняли участие 12 картин:  вышеупомянутые «Наследницы», «Антенна» (режиссер — Арик Ротстейн, Израиль), «Опека» Ксавье Легран, Франция), «Я не ведьма» (Рунгано Ниони, Великобритания — Франция — Германия), «Страшная мать» (Ана Урушадзе — дочь известного грузинского кинорежиссера и номинанта на «Оскар» Зазы Урушадзе, Грузия — Эстония), «Тихая ночь» (Петр Домалевский, Польша), «Зимние братья» (Глинур Палмасон, Дания — Исландия), «Вороны» (Йенс Ассур, Швеция), «Путешественник» (Хади Гандур, Франция-Ливан), «Ретабло» (Альваро Дельгадо-Апарисио, Перу — Германия — Норвегия), «Святой» (Андриус Блажевичюс, Литва — Польша), «Груз» (Огиен Главонич, Сербия — Франция — Хорватия — Иран — Катар).

Значительная часть этих работ — «Наследницы», «Антенна», «Опека» «Страшная мать», «Тихая ночь», «Вороны», «Путешественник», «Ретабло» — представляют собой семейные драмы. Однако жюри присудило победы социальным фильмам. «Святой» получил Гран-при фестиваля, «Зимние братья» — первенство в полнометражном конкурсе.

Фильмы эти очень непохожи. «Святой» — рассказ о мужчине в провинциальном городке, уверенном в себе мачо, который потерял работу и в целом ориентиры в жизни. Начинает пить, влачиться за красивой парикмахершей, поднимает руку на жену. А еще — вместе с другом разыскивает городского сумасшедшего, который в своем видеоблоге доказывает, что видел вживую Иисуса Христа. Режиссерская манера приближена к документальной; это простая, но убедительно сделанная работа с неоднозначным финалом: поверил герой наконец хотя бы во что-нибудь или «Христова» стена — это очередной тупик — вопрос остается открытым.

«Зимние братья», со своей стороны, — довольно странное произведение, снятое в ощутимо визионерском стиле. Сначала здесь тоже просто — есть каменоломни, есть работяги, которые работают в них и света белого не видят, есть двое братьев — один красавец и образцовый пролетарий, второй — рыжий чудак, любитель рискованных шуток и самогонщик. Сначала кажется, что речь идет  о них. Но уже в самом финале становится понятно, что историю нам рассказывали совсем другую, мол, братство — это родство обреченных, которые сами в этих подземельях — словно духи.

«Ретабло», награжденный призом Экуменического жюри «Молодости», тоже захватывает именно акцентом на визуальную насыщенность кадра, правда, в ином ключе. Видно, что режиссер Альваро Дельгадо-Апарисио внимательно смотрел фильмы своей знаменитой коллеги и землячки Клаудии Льосы, которая своим «Молоком скорби» в 2009 году («Золотой медведь» Берлинале) вписала Перу в мировой кинематографический атлас.

Ретабло — что-то наподобие перуанского вертепа — ярко раскрашенные сундуки, внутрь которых помещуют фигурки святых, а также всех членов семьи, заказавшей роботу. Главные герои фильма — отец и сын, мастера ретабло. Мать играет Магали Сольер, прославившаяся в «Молоке скорби». Режиссер умело насыщает кадр яркими цветами и мелодиями перуанской народной культуры, что, впрочем, не приуменьшает трагичности сюжета: отец оказывается геем, и поэтому всю семью травит местная община. Грустный и по-своему красивый фильм имеет определенный привкус вторичности в отношении той же Льосы, но все же в Дельгадо-Апарисио чувствуется достаточный потенциал для развития в более оригинальном направлении.

«Наследницы» к своему списку призов прибавили и победу в киевском ЛГБТ-конкурсе «Солнечный зайчик». Марсело Мартинесси  с театральной неспешностью рассказывает  о старой лесбийке, которая, живя в унаследованном от родителей имении, понемногу распродает его и параллельно переживает личный кризис. Здесь сразу и тема ЛГБТ, и социальные мотивы, и эротика, но уместно и точно. Фильм сделан на полутонах, без крутых поворотов, с уместно приглушенной актерской игрой. Действие настолько замедлено, актрисы (почти все пространство истории заполнено женскими персонажами) настолько сдержанны, что иногда кажется, что на экране ничего не происходит; тем не менее, смотреть интересно, и под конец режиссер выводит сюжет на приличную финишную прямую: героиня таки вырывается из убийственной рутины.

Тему женской силы затрагивает и «Страшная мать». Урушадзе изображает будни талантливой писательницы по имени Манана, которая в своем романе высказывается откровенно и свободно, — и, как следствие, встречает безумное сопротивление собственной семьи. Снятый не без режиссерских погрешностей, фильм  отличается эффектным, глубоким сценарием; для окружающих Манана действительно становится  неким монстром — женщиной, бросившей вызов консервативной до мозга костей среде.

Опять же, красивыми сценарными ходами запоминается «Груз» Огнена Главонича, который  получил специальное награду жюри полнометражного конкурса. Влада работает  водителем грузовика в разгар войны в Косово в 1999 году. Едет сквозь театр боевых действий, ничего не зная о грузе — это ему запрещено, но узнать все равно придется и сделать свой выбор тоже. Фильм интересен тем, что показывает страх войны опосредствовано, через незначительные, на первый взгляд, но потому и особенно поражающие детали.

Эти картины, пусть и с некоторыми оговорками, можно назвать достойными внимания: половина самого важного конкурса. Именно такая пропорция качества позволяет констатировать, что нынешняя «Молодость», несмотря на все трудности, связанные с календарными изменениями и вечным финансовым кризисом, все же сохранила достойный уровень отбора фильмов и остается ведущим украинским кинофорумом.

Интервью с победительницей последнего Берлинале, румынским режисссером  Адиной Питнилие читайте в «Дне» в пятницу, 8 июня.

Фото предоставлены организаторами кинофестиваля «Молодость»

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ