Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Истории старого дома

В Литературно-мемориальном музее Михаила Булгакова — традиционные чтения и две новые выставки
16 мая, 2017 - 11:08
ТРАДИЦИОННО В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ ВОЗЛЕ ПАМЯТНИКА БУЛГАКОВУ ПОКЛОННИКИ ТВОРЧЕСТВА МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА ЧИТАЮТ ОТРЫВКИ ИЗ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Вчера, 15 мая, в день рождения Михаила Булгакова, у памятника состоялись традиционные чтения произведений писателя на иностранных языках — а в музейной библиотеке есть издания в переводах на 36 языков. Гости могли выбрать книгу (или некоторые принесли экземпляры из личной коллекции) и прочитать в микрофон фрагмент из любимого произведения Михаила Афанасьевича.

«ДОМ КАК ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК»

Под таким названием открылась выставка, которая является увлекательным рассказом о культурном измерении эпохи на примере жизни одного дома. Первый зал — это история европейской эпистолярной традиции и процесс создания письма от бумажного листа до почтового ящика. Старинные экспонаты — стальные перья, чернильницы и фигурки зверей для удержания бумаги, пресс-папье, конверты и папки для писем напомнят о временах, когда бумажные письма были единственным средством коммуникации, каллиграфия изучалась как отдельный предмет, стиль свидетельствовал об образовании и светскости лица, а красивый почерк считался особенным талантом.

Второй зал представляет эпистолярное наследие семьи Булгаковых — а писали они много и часто, переписываясь с родственниками, друзьями, коллегами. Семейный булгаковский архив, сохраненный сестрой Надеждой, является уникальным документом времени, из которого узнаем о жизни Киева начала ХХ века, традициях дома, воспитания и образования, о литературных, музыкальных, театральных увлечениях молодых Булгаковых. Письма матери Варвары Михайловны к детям, которых в будущем ожидали тяжелые испытания, поражают — столько в них заботы и надежды передать вечные человеческие ценности, которые сегодня не теряют актуальности. Мамины послания, словно общий текст, наполняют инсталляцию «Письма мамы» (автор идеи — художник выставки Бадри Губианури). А инсталляция «Письменный стол» содержит 15 писем писателя, в том числе — одно из пяти писем к власти, рядом — самиздат романа «Записки покойника» («Театральный роман», который начинается с «эпистолярной» завязки) с дарственной подписью сестры Надежды и личные вещи писателя.

Кстати, посетители выставки имеют возможность собственноручно написать письмо гусиным или стальным пером и чернилами, чтобы буквально на ощупь почувствовать эпоху, в которую эпистолярный жанр существовал как вид искусства.

О ХОЗЯИНЕ ДОМА №13 ВАСИЛИИ ЛИСТОВНИЧЕМ

Международный день музеев, который отмечается 18 мая, в этом году имеет тему, объявленную Международным Советом музеев ICOM: «Музеи и противоречивая история: рассказывая о замалчиваемом». Музей Булгакова, присоединяясь к проекту, откроет выставку «Последний адрес», посвященную хозяину дома №13 Василию Павловичу Листовничему (1876—1919).  Он был титульным советником, инженером, архитектором Киевского учебного округа, действительным членом отделения Киевского императорского технического общества, инженер правления Киевского общества путей сообщения. Листовничий преподавал в школе десятников и в Художественном училище, у него были ордена св. Станислава III степени, св. Анны III степени. А еще он  автор государственных и частных зданий, среди которых до наших дней сохранился дом Четкова в Виннице (в 1912 г.), Василий Павлович занимался школами, пансионами, приютами для бедных во всем округе...

ВЫСТАВКА «ДОМ КАК ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК» РАССКАЗЫВАЕТ О КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ  ПЕРИОДА  ХХ ВЕКА  НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ ОДНОГО ДОМА

 

В 1909 г. Листовничий купил на Андреевском спуске усадьбу из четырех флигелей, в центральном из которых, на втором этаже жила вдова Афанасия Ивановича Булгакова, профессора Киевской духовной академии, с семью детьми и родственницей мужа. Василий Павлович не отказал Варваре Михайловне и оставил ее семью на втором светлом этаже, а сам с женой и дочкой занял влажный и темный первый этаж. Немало сил и средств вложил хозяин в усовершенствование усадьбы и двора.

С 1917 по 1919 гг. Листовничий сохранял свой статус, имел охранную грамоту. В ночь с 6 на 7 июня в 1919 г. был арестован губчека «за контрреволюционную деятельность» и отправлен в Лукьяновскую тюрьму. Когда арестантов на баржах переправляли в лагеря на север, несколько заключенных пытались бежать. При обстреле Листовничий погиб в водах Припяти, тело его не нашли. Дом №13 — последний адрес достойного человека-труженика, благородного интеллигента, память о котором должна быть возвращена.

Речь идет также о судьбах людей из близкого окружения булгаковской семьи: отчима Михаила Булгакова — Ивана Павловича Воскресенского, зятьев — Леонида Карума, Андрея Земского, Николая Давыдова. Отдельная страница из истории Киевской Духовной Академии и ее преподавателей — отца Александра Глаголева, профессоров Василия Экземплярского и Петра Кудрявцева. Им посвящены новые материалы в экспозиции музея.

Ольга САВИЦКАЯ; фото Бориса КОРПУСЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ