Режиссер Кирилл Кашликов несколько переиначил название пьесы классика на «Джульетту и Ромео» (История любви и ненависти), объяснив инверсию ведущей ролью женщины в любви. Постановщик также сделал несколько отступлений от классического сюжета. Во-первых, «встречают нас событья» вовсе не в Вероне, во-вторых, Джульетта не выйдет на балкон, а в-третьих это будет взгляд современника на известный шекспировский сюжет. Главные роли по очереди сыграют Кирилл Николаев и Лев Скурский (Ромео), Анастасия Чепелюк и Шония Шорена Бежановна (Джульетта), сценография и костюмы — Елена Дробная, хореографы — Ольга Голдис и Максим Пекний.
— О Шекспире говорить сложно, — замечает Кирилл КАШЛИКОВ. — Думаю, сегодня в воздухе витает не меньше ненависти, чем во времена Шекспира. Но это вовсе не означает, что выхода нет. Хотя с самого начала понятно, что хеппи-эндом история Ромео и Джульетты закончиться не может, критики называют ее «трагедией исторических победителей». «Трагедия» — потому что главные герои погибают, а «победители» они потому, что своей смертью все-таки дали тем, кто остался, какой-то гипотетический шанс взглянуть на себя иначе. Дали людям шанс измениться...
В чем роковой поворот истории, рассказанной Шекспиром? В том, что ни у Ромео, ни у Джульетты даже мысли не возникло подойти к родителям и спросить их: как быть? То есть генетическая память Джульетты, атмосфера ненависти и вражды в доме таковы, что она, не раздумывая, решается на самый отчаянный шаг — тайное венчание. Она не представляет возможным открыть родителям свою проблему, спросить совета. В этом-то и заключается весь трагизм! Теперь переводим ситуацию «на наши рельсы»: мало ли сегодня семей, в которых каждый живет своей жизнью, где ребенок чувствует себя чужим и пытается выжить самостоятельно?
— В названии спектакля Джульетта поставлена на первое место с тем, чтобы подчеркнуть ее ведущую позицию, лидерство в этой истории? Ведь это она первая признается в любви, фактически делает предложение возлюбленному, решается выпить опасное зелье...
По логике — да, она принимает все самые важные решения. Кроме того, выпить яд — это далеко не то же самое, что заколоться кинжалом. Не забывайте, мы говорим не о мужчине, а о хрупкой маленькой девочке. Внутренняя мощь и сила Джульетты в 14 лет такова, что она готова принять жуткую смерть. Эта сила — сродни силе Жанны д’Арк, и достойна восхищения. Но название спектакля родилось не только потому, что Джульетта движет эту историю. Для меня важнее другое. Если уж мы говорим о любви, то стоит признать, что во все времена в любви мужчина — «второй номер». Всегда он ухаживает, он добивается, он защищает, он делает предложение, то есть возводит женщину во главу. Вспомните: сонеты, подвиги, рыцарские турниры. Всегда мужчина совершал поступки во имя женщины! Кстати, все мы привыкли к финалу пьесы в переводе Грекова: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». А ведь в оригинальном тексте пьесы Джульетта — на первом месте: «For never was a story of more woe Than this of Juliet and her Romeo...»
Героям Шекспира — 14 и 16 лет — это и есть код спектакля. Нужны были особенные дети-артисты. Как будто — ребенок, но в глазах его — глубинное знание мира... Кто-то писал, что Ромео и Джульетта в спектакле должны быть современными мудрецами. Может быть, они и есть те самые пресловутые дети индиго, которые сегодня на слуху...
Я рад, что все так удачно сложилось: возникла идея поставить Шекспира, и в театр пришли ребята, способные «вытянуть» эту тему. Здорово, что их дебют на профессиональной сцене состоится в таком прекрасном материале. В этой пьесе столько всего на тему сегодняшнего дня! В сущности, она о том, что сейчас происходит в нашей стране. Знаете, почему Шекспир, положив в основу сюжета вражду двух реально существовавших кланов — Монтекки и Капулетти, ни слова не написал о причине векового конфликта? Да потому что заклятые враги давным-давно позабыли, почему начали воевать! Десятки, а может быть, и сотни лет спустя никто не смог и не захотел понять, что к добру это противостояние не приведет. У войны нет будущего! А ненависть порождает ненависть. А что у нас? Нынче отовсюду раздаются взаимные оскорбления, гибнут люди, и ни у кого не возникает желания разобраться в конфликте. Шекспировская история, написанная более четырехсот лет назад, — и об этом тоже.