Встреча с музыкантом-виртуозом произошла в рамках популярного среди наших меломанов цикла «Золотые страницы итальянской музыки» — это совместный творческий проект Итальянского института культуры в Украине, мэрии города Генуи и Национальной филармонии. О том незабываемом концерте в Колонном зале имени Н. Лысенко, когда вместе с маэстро выступили музыканты Симфонического оркестра филармонии (дирижер Николай Дядюра), «День» написал в № 184.
Бенедетто Лупо — один из интересных и талантливых музыкантов нашего времени. Лауреат многих престижных международных конкурсов. Он активно концертирующий исполнитель, выступает с лучшими оркестрами разных стран. Концертную деятельность сочетает с преподаванием в Консерватории Пуччини, которую сам окончил в родном городе Бари.
Для дебюта в Киеве синьор Лупо презентовал публике Концерт для фортепиано с оркестром ля минор Р. Шумана и Второй концерт для фортепиано с оркестром соль- мажор М. Равеля. В его интерпретации эти классические шедевры приобрели новые музыкальные оттенки, а маэстро показал, что он очень тонкий музыкант и необыкновенно виртуозный пианист.
— Шуман и Равель — мои любимые композиторы, — признался Бенедетто Лупо. — В 1999 году вместе с Оркестром RSI и дирижером Питером Маагом мы выпустили СD на фирме ФРТС, который состоит из полного собрания произведений для фортепиано и оркестра Роберта Шумана. Мне захотелось в этом концерте исполнить произведения, где есть возможность не только передать величие музыки композиторов, но и показать свое видение классики, продемонстрировать мою игру как пианиста.
— Синьор Лупо, каждый музыкант по-своему готовится к выступлениям. Как это происходит у вас?
— Репетирую и еще раз репетирую. Все зависит от программы, которую мне предстоит исполнять. Иногда я играю по несколько часов, но не чувствую удовлетворения от того, как я интерпретирую произведение. Тогда останавливаюсь и начинаю думать: где же тот верный путь? А бывает, что беру ноты и с листа все идет сразу гладко... Чтобы быть в хорошей форме, музыканту нужно ежедневно заниматься, но у меня не всегда так получается.
— Вы впервые в Киеве, что удалось посмотреть?
— Времени было мало, поэтому я ограничился лишь обзорной экскурсией и походил по улице мастеров — Андреевскому спуску. Киев мне очень понравился, как и публика, которая тонко воспринимает музыку и мне очень хочется вновь приехать в вашу столицу. После нынешнего концерта ко мне подошли из дирекции Национальной филармонии и предложили продолжить наше творческое сотрудничество. Возможно, в следующем концертном сезоне я выступлю в Киеве с сольной программой.
— Вы не только концертирующий музыкант, но и педагог. Многие преподаватели говорят, что нынешние студенты совсем другие, нежели раньше.
— Сегодня у молодежи масса соблазнов, рассеивающих их внимание. Лишь немногие студенты сосредотачиваются только на учебе. Реклама, телевидение, Интернет, бешенный ритм жизни отвлекает от кропотливости, которая необходима при учебе, особенно в начале занятий. А чтобы стать виртуозом, нужно не только блестяще владеть инструментом, но и прочувствовать каждое произведение, вкладывая всю свою душу в игру. Классическая музыка требует концентрации от исполнителя. А студенты сегодня хотят все и сразу, а путь в искусство никогда не бывает простым и ровным. Но вы знаете, мне нравится, что молодежь не боится экспериментировать, рисковать и порой, у людей действительно талантливых, получаются интересные современные интерпретации музыки.
Ежегодно в мире проводится несколько сотен музыкальных конкурсов. Особенно много фортепианных. Некоторые молодые музыканты только тем и занимаются, что ездят с одного конкурса на другой. Для одних музыкальные соревновазаработка.
— Насколько сегодня конкурсы помогают в дальнейшей профессиональной карьере?
— Когда я только начинал свою фортепианную карьеру, то победа на конкурсе давала красный свет в исполнительской деятельности. Ведь членами жюри являются ведущие музыканты, знаменитые импресарио. Конечно, каждый человек сам ставит перед собой определенную цель. Для меня конкурс — это определенный этап в жизни и возможность показать свои лучшие качества музыканта. Но вы действительно правы: конкурсов много и есть музыканты, которые приезжают туда, чтобы просто подзаработать деньги и для них победа — ради победы. Но в творчестве не все измеряется в денежном эквиваленте. Важно какую профессиональную цель ставит пред собой пианист: пытается подняться в высь или петляет, юлит. Если ты сегодня чуть «схалтурил» и это пока не заметили слушатели, то завтра это чуть-чуть может вырасти до таких размеров, что ты разочаруешь меломанов. Завоевать доверие и любовь публики легче, чем удержаться на вершине успеха.
— Вы выступали в престижных залах, в частности, в Вигморе (Лондон), Центре Линкольна (Нью-Йорк), Salle Pleyei (Париж), на европейских фестивалях. Многие артисты говорят, что зал театра Ла Скала обладает прекрасной акустикой. Какой из залов вам запомнился?
— Безусловно, это великолепный театр, но магия Ла Скала пленит прежде всего певцов, а не музыкантов. Я там выступал с сольными концертами. Я действительно много концертирую в разных странах. Должен отметить, что акустика Национальной филармонии Украины — прекрасная. После этого концерта у меня появилась мечта выступить здесь еще не один раз.