Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Итальянское лето

В Национальной филармонии Украины состоялся концерт духовной музыки
21 июня, 2007 - 19:33
ВЫСТУПАЕТ СЕРГЕЙ МАГЕРА / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

В программе прозвучало одно из ярчайших произведений мировой классики — «Реквием для солистов, хора и оркестра» Джузеппе Верди. В концерте участвовали два крупнейших украинских музыкальных коллектива: Симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины (под руководством Владимира Шейко) и капелла Украины «Думка» (худрук Евгений Савчук), а также солисты Национальной оперы Украины — Татьяна Анисимова (сопрано), Алла Позняк (меццо-сопрано), Дмитрий Кузьмин (тенор) и Сергей Магера (бас). Шедевр гениального Верди уже более 130 лет (со дня премьеры) очаровывает слушателей глубиной и серьезностью, сочетанием грандиозного по духовной и эмоциональной содержательности замысла, а также масштабного и яркого воплощения.

«Реквием» был создан композитором в годы расцвета его мастерства. В мае 1873 года Верди узнав о смерти 88-летнего писателя-патриота Алессандро Манцони, был потрясен. В знак уважения к прославленному соотечественнику и к первой годовщине его смерти маэстро создал «Реквием» (в семи частях). Дело в том, что традиционный реквием — траурная католическая месса на средневековый латинский текст религиозного содержания, — изначально предназначенная для исполнения только в церкви, постепенно «завоевала» и светские концерты. Однако шедевр Верди не слишком похож на традиционную заупокойную мессу. Привлекательность «Реквиема» в том, что, несмотря на духовное содержание, в этой музыке слышны безошибочно узнаваемые «вердиевские» интонации, его неповторимый стиль, зрелищность, которые подарили мировую славу и любовь зрителей светским произведениям композитора, а именно — его легендарным операм. Здесь в изобилии присутствуют лучшие черты его композиторской манеры: мелодическое богатство, смелая и свежая гармония, красочная оркестровка, стройная форма, мастерство полифонической техники... Есть и захватывающе-драматические эпизоды, которые вполне могли бы сопровождать активное сценическое действие, и проникновенный лиризм, и героический пафос, пышная и эффектная виртуозность. В сочетании с серьезным духовным смыслом яркая эмоциональность и великолепие музыкальной ткани производит сильнейшее впечатление. На интерес публики к этой неувядающей музыке указывает и то, что на концерт оркестра радиокомпании во время гастролей в Испании в марте этого года, где был исполнен «Реквием» Джузеппе Верди, пришло 6000 слушателей! Полный зал собрался и в Киевской филармонии. Следует заметить, что в день концерта — достаточно знойный — не только играть и петь в свете софитов среди многочисленных коллег, как пришлось артистам оркестра и хора, но и слушать музыку в битком набитом зале было весьма самоотверженным поступком. Однако, несмотря на изнуряющую духоту, любовь к искусству победила любовь к комфорту. Публика аплодировала стоя, и долго не хотела отпускать артистов со сцены.

К завершению сезона коллектив Симфонического оркестра Национальной радиокомпании Украины представит еще один интересный проект под названием «Ностальгия», посвященный творчеству замечательного итальянского композитора Нино Рота (автора музыки к многим культовым фильмам, среди которых — знаменитейшая картина Ф. Дзеффирелли «Ромео и Джульетта»). На этот раз киевская публика сможет узнать этого композитора с менее популярной, но не менее привлекательной стороны: прозвучат произведения Нино Рота «Вечерний концерт для фортепиано с оркестром» и «Симфония на песню любви» при участии итальянских музыкантов: дирижера Пьеро Романо и пианиста Паоло Куккаро. А 28 и 29 июня наших меломанов ждет еще один приятный сюрприз — Национальная опера Украины пригласит зрителей на премьеру «Макбета» Джузеппе Верди. Эту оперу ставит итальянский режиссер Итало Нунциата, запомнившийся киевлянам по яркой работе в прошлом году «Манон Леско» Дж. Пуччини, в новом международном творческом проекте также заняты — дирижер Владимир Кожухарь, хормейстер Лев Венедиктов, сценограф Мария Левитская, музыканты и артисты Национальной оперы.

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ