Несколько дней назад во Львовском историческом музее обнародовали информацию о том, что во время восстановления полотна неизвестного автора XIX века, где изображен монарх Речи Посполитой, король польский Ян III Собеский (1629 — 1696), реставратор открыл другой портрет, который не имеет никакого отношения к монаршей особе и создан минимум на полвека раньше, чем Ян III. Итак, в экспозиции Львовского исторического музея теперь — новая картина, которую до сих пор никто и не видел. Относительно изображения короля Яна III Собеского, то оно осталось лишь на фото.
Но обо всем по порядку.
УНИКАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
«Произведение, техника выполнения которого — масляная живопись, попало на реставрацию в неудовлетворительном состоянии, — рассказывает реставратор первой категории станковой масляной живописи Юрий Буньо. — Были прорывы авторской основы и их непрофессиональная реставрация. Вся работа была в деформации. Был потрескавшийся грунт вместе с красочным слоем, были подняты края кракелюра, также были загрязнены лицевая и обратная стороны произведения. Во время работы я обнаружил в области прорывов грунты и мастики неизвестного происхождения, которые со временем кристаллизовались и очень сильно деформировали края прорыва. Начал снимать все вставки в этих местах и заметил под низом другой цвет. Процесс остановил, созвал реставрационный совет, на котором было принято решение сделать рентгеновское исследование произведения. И уже на первых снимках было видно, что на картине — совсем другое изображение».
Работа была непростой и длилась девять месяцев. Самое сложное было снять верхние слои живописи, чтобы открыть нижние. Процесс работы Юрий Буньо контролировал под цифровым микроскопом, бинокулярной лупой и ультрафиолетовой лампой: «Это происходило миллиметр за миллиметром, и на каждый цветной пигмент была подобрана другая смесь растворителей. Местами и скальпелем под контролем микроскопа работал. Такие ответственные участки живописи, как лицо или руки, нужно снимать в один прием, чтобы не было разницы в процессе реставрации, чтобы смеси растворителей действовали равномерно. Поэтому снятие наслоений с авторского изображения лица портретируемого выполнялось в один прием в течение дня и в нерабочее время — с семи часов утра до одиннадцати вечера».
Что касается аутентичного, родного, нижнего слоя, то он сохранился очень хорошо, что подтвердило и рентгенологическое исследование. И это, собственно, стало причиной для полного снятия верхнего слоя.
Я очень рад, что выполнил такую работу, потому что не всем реставраторам так может повезти, — отмечает Юрий Буньо. — Обычно речь идет о частичной перерисовке. А здесь — совсем другое изображение... Это — единичные случаи, и не каждому реставратору случается такая интересная и уникальная возможность.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Портрет Яна III Собеского — из собрания Национального музея имени короля Яна III Собеского, основанного в 1908 году, для которого магистрат купил древний каменный дом Корнякта, или Королевский каменный дом, на площади Рынок, 6. Теперь это отдел Львовского исторического музея.
— Национальный музей имени короля Яна III Собеского, в соответствии со своим названием, заботился о том, чтобы в нем было как можно больше достопримечательностей, связанных с Яном III Собеского. Тем более, что в XVII веке этот дом был резиденцией этого короля, — рассказал «Дню» заведующий отделом «Кам’яниця Корнякта» ЛИМ Мирослав ПОБЕРЕЖНЫЙ. — А сам Ян III Собеский — один из самых известных и славных королей Речи Посполитой — полководец, военачальник, прославившийся в войне с турками. И его считают спасителем Европы, потому что он смог победить турецкое войско — в частности, при осаде Вены, столицы Австрии, в 1683 году. И, собственно, в сборнике Национального музея имени короля Яна III Собеского было много портретов как самого короля Яна III, так и членов его семьи, а также — батальные полотна, связанные с деятельностью короля. А вот картина, о которой идет речь, поступила в Национальный музей имени короля Яна III из коллекции львовского историка Владислава Лозинского, самым большим увлечением которого было, собственно, коллекционирование. Он собрал довольно неплохой сборник памятных вещей, связанных с прошлым Речи Посполитой, и среди них — выше упомянутый портрет, который не имел особой художественной ценности. Лозинский приобрел его и еще несколько картин в 1910 году у своих компаньонов и партнеров Шварца и Шульберга. После смерти коллекционера, в 1913 году, согласно завещанию, часть сборника Лозинского вошла в сборник Национального музея имени короля Яна III во Львове. В 1930-х годах этот портрет был в постоянной экспозиции музея — на втором этаже Королевского каменного дома в так называемых Королевских залах, что известно из фотографических свидетельств».
До недавнего времени полотно находилось в фондах. Было в неудовлетворительном состоянии. Поэтому и попало на реставрацию, в результате которой было обнаружено изображение начала 19 века неизвестного мужчины.
Это парадный портрет. Скорее всего, выполнен на заказ. На нем — мужчина среднего возраста, сидит или стоит за столом, на котором — документ (очевидно, финансовый) и золотые и серебряные монеты. Несколько монет он держит в руке. Удалось прочитать надпись на документе на немецком языке — «шесть тысяч», и это, наверное, сумма, которая зафиксирована в документе. «Возможно, это финансист, банкир или купец. Логично было бы говорить, что это — меценат, который на что-то пожертвовал такую сумму денег. Вариантов — много. Есть надежда, что в будущем мы узнаем о картине больше — и о личности портретируемого, и о художнике», — говорит Мирослав Побережный. И добавляет, что портрет уже есть в экспозиции Львовского исторического музея — во Дворце Бандинелли (площадь Рынок, 2): «Он нашел там себе место в очень хорошей компании — среди работ художников так называемой венской школе первой половины ХIX века.
К сожалению, невозможно было сохранить первоначальное изображение короля. Но есть фотофиксация полотна до реставрации. Собственно, для того и созывался расширенный реставрационный совет, чтобы решить, отважиться ли на такой радикальный шаг — полного снятия зарисования. Поскольку верхнее изображение было выполнено непрофессионально, пастозно, реставрационный совет и принял решение о снятии записи с поверхности авторской, ранней живописи.