На сцене Одесского театра музикальной комедии им. М. Водяного (по мотивам Старого Завета) силами коллектива осуществлена премьера рок-оперы «Моисей». Этим спектаклем театр начал подготовку к семидесятилетию своей деятельности, которое исполнится в марте следующего года.
Основная идея рок-оперы — стремление к свободе, поиск национального лидера. Эта постановка является своеобразной интерпретацией Старого Завета, созданного литературно-музыкальными и театрально-художественными средствами в жанре симфо-фьюжн. Автор текста — поэт и либретист Игорь Хентов, музыка Артура Бродского (отдельные песни Хирш Зильбера). Идея постановки рок-оперы принадлежит продюсеру Науму Барскому (Израиль), который лично присутствовал на премьере.
Мы стали свидетелями фееричной импрезы, в которой органично соединились слово, музыка, хореография и художественно-декорационное искусство (режиссер — Владимир Подгородинский, дирижер — Вадим Перевозников). Постановка минималистична в плане использования декораций, которые на экранной сцене заменяют видеосюжеты и компьютерная графика со вставками набросков Леонардо да Винчи. Основное внимание сосредоточено на действе, которое обогащено прекрасными костюмами и выразительными мизансценами, где определенную роль играют ритуальные действа, танец и художественный жест, созданные на основе древнеегипетских фресок и еврейского фольклора (балетмейстер — Алла Рубина; художник по костюмам — Елена Лестникова).
Прекрасная игра актеров, красивые голоса создали убедительные сценические образы. В двух составах задействованы ведущие артисты театра: Владимир Флоров (Моисей), Ольга Оганезова (Йохевед) и Олег Школьник (голос Всевышнего); Владимир Кондратьев (фараон, во втором составе — Моисей), Ирина Ковальская (Принцесса), Виктория Подольная (Ципора), Ольга Кононцева (Мириам), Руслан Рудный (Аарон) и другие.
Среди сцен, которые запечатлеваются в памяти, выход принцессы под красивую восточную мелодию, свадьба Моисея, в которой перкрасная аранжировка популярной «Хава Нагилы». Это завершающая сцена первого действия спектакля. Также производят сильное впечатление своим драматизмом разговор Моисея с Господом и сцена с Медным змеем, разговор Моисея с фараоном («Отпусти народ мой!..») Среди лирических — дуэт египетского военачальника Рамсеса (Сергей Федоренко) и еврейской девушки Рахель (Наталья Ткачук). Спектакль завершается на оптимистичной ноте и вызывают светлое, возвышенное чувство.
КОММЕНТАРИИ
Наум БАРСКИЙ, продюсер:
— Идея постановки рок-оперы — это воплощение мечты моей юности. Не случайно, что мировая премьера состоится именно в Одессе, городе, откуда я родом. Здесь присутствует мой друг детства дирижер Вадим Перевозников. Когда я познакомился с труппой Одесского театра, с его директором Еленой Редько, я понял, что лучшего мне не найти, что и определило мой выбор.
С 24 по 29 мая в исполнении артистов Одесского театра им. М. Водяного представим постановку «Моисея» в пяти городах Израиля. Хотелось бы также показать ее в Европе.
Вадим ПЕРЕВОЗНИКОВ, дирижер:
— В моей жизни было больше пятидесяти оригинальных постановок в разных жанрах, я счастлив, что рок-опера «Моисей» имеет очень яркий музыкальный материал, талантливый, а местами он просто ошеломляет.
Владимир ПОДГОРОДИНСКИЙ, режиссер:
— Наш театр не в первый раз обращается к произведениям подобного жанра. Ранее мы ставили рок-оперы «Ромео и Джульетта» и «Царевна-лягушка», но в данном случае у нас не было образца, которому можно было бы подражать. Рок-опера преимущественно пишется средствами симфо-фьюжн. Авторы «Моисея» использовали мировые шлягеры еврейской музыкальной культуры, которые очень хорошо вписались в основную канву спектакля. Мы ставили задачу связать проблему с нашим временами. Рок-опера «Моисей» — это своего рода притча.