Напомним, 2011 год объявлен ЮНЕСКО Международным годом великого венгерского пианиста и композитора Ференца Листа: 200 лет назад он родился, и 125 лет прошло со дня его смерти. В Украине открытие Года Листа состоялось в Национальной филармонии. На сцене Колонного зала им. Лысенко прозвучали произведения классика в исполнении венгерского пианиста Дьордя Оравеца и Симфонического оркестра Национальной филармонии Украины под управлением Николая Дядюры. Концерт был организован при содействии Посольства Венгерской Республики и Австрийского культурного форума.
КИЕВСКИЙ МАРШРУТ
Давайте вспомним, какую важную роль в жизни великого музыканта сыграло пребывание в Украине. В Киев Лист приехал во второй половине января 1847 года во время своего третьего, ставшего последним, большого концертного турне. Началось оно в марте 1846 года в Вене, потом триумфальные выступления на родине музыканта в Венгрии, затем Трансильвания, Валахия и, наконец, Киев. Судя по письмам композитора, в его планах после Бухареста и Ясс было посещение Одессы и Константинополя. Но, очевидно, уже в пути стало ясно, что, в отличие от Одессы, где зимой было затишье, в Киеве в январе, во время контрактовой ярмарки, очень многолюдно и проходят концерты. Ф. Листа в Киеве ожидали с нетерпением. Здесь его встречали три самых известных и уважаемых городских музыканта: Амадей Ванке, Йосиф Витвицкий и Алоизий Паночини. Вскоре знаменитый пианист-виртуоз познакомился с лучшей ученицей Й. Витвицкого, «маленькой музыкантшей, подающей большие надежды», Алиной Крагельской, которая в то время уже была невестой будущего известного писателя и историка Николая Костомарова.
Первый концерт Ф. Листа в Киеве с огромным успехом прошел в зале Контрактового дома 4 февраля. Следующий концерт проходил в зале Университета св. Владимира (нынешний зал Красного корпуса Национального университета им. Т.Г. Шевченко). Здесь среди слушателей находилась светлейшая княгиня Каролина Сайн-Витгенштейн, которая в последующие годы станет ближайшей спутницей жизни великого композитора. А последний концерт пианиста в Киеве проходил в том же зале 14 февраля...
ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ
18 февраля Лист был в Воронинцах, имении княгини, куда она пригласила его на празднование десятилетия своей дочери Марии. Сейчас это село Воронивцы Хмельникского района Винницкой области). В своем письме, отправленном в тот день, Лист пишет: «Известна ли Вам последняя новость? Так знайте, в Киеве я случайно встретился с исключительной и выдающейся (даже очень) женщиной; настолько выдающейся, что я решил с величайшим удовольствием сделать крюк в двадцать миль ради возможности поговорить с ней несколько часов. Имя ее мужа — князь Николай Сайн-Витгенштейн, девичья ее фамилия: Ивановская». Новая знакомая венгерского музыканта была дочерью богатого польского землевладельца Петра Ивановского и Паулины Подоской. На то время она была одной из самых богатых помещиц Правобережной Украины, ей принадлежали 15 сел и 4643 крестьянина. Со своим мужем, младшим сыном прославленного фельдмаршала, она уже несколько лет совместно не жила. Уединившись в любимых ею Воронинцах, она занималась воспитанием дочери, самостоятельно управляла своими обширными землями и много читала. Современники отмечали ее глубокий ум и образованность, хотя соседи-помещики сторонились ее, считая «синим чулком».
Из Воронинец Лист едет в Житомир, где дает два концерта. Не задерживаясь здесь, он возвращается в Воронинцы, где его с нетерпением ждут. Вскоре пианист получает от графа Болеслава Потоцкого — младшего сына известной Софии Потоцкой, в честь которой был создан парк «Софиевка» в Умани, — приглашение выступить у него в Немирове. По словам Михаила Чалого, «еще задолго до прибытия Листа оповещенные об этом событии паны съезжались чуть ли не со всех юго-западных губерний. Съезд был так велик, что в Немирове не хватило помещений; жили в крестьянских хатах в предместии и в жидовских домах». Концерт в Немирове состоялся предположительно 21 марта и прошел с большим успехом. На следующий день пианист уезжает, продолжая свое турне, условившись с Каролиной о встрече летом в Одессе. Близятся Пасхальные праздники, и на это время Ф. Лист останавливается в имении польского графа Константы Пшездзецкого Черный Остров (сейчас пгт Черный Остров — недалеко от г. Хмельницкого). В Страстную пятницу, 2 апреля, он пишет княгине: «Я довольно благоразумно устроился здесь, в Черном Острове, у графа Пшездзецкого. Живу в очаровательной комнате его невестки с прекрасным камином и чрезвычайно хорошо подобранной библиотекой. Поскольку, к счастью, нет ни одной женщины в доме, я наслаждаюсь полной свободой — до двух часов дня я не показываюсь из своей комнаты. Послеобеденное время делится между вистом и оркестром графа, который, я полагаю, лучший в этих местах и довольно хорошо подобранный, чтобы сносно исполнять некоторые увертюры Россини и Доницетти». В это же время, по моим предположениям, здесь Ф. Лист закончил написание своего самого популярного произведения — Второй Венгерской рапсодии. В конце рукописи он поставил дату: 27 марта 1847 года.
Вскоре пианист прощается с гостеприимным хозяином Черного Острова и продолжает свои гастроли. Следующие два концерта он дает в Кременце, после чего покидает Российскую империю. Теперь он едет в Австрию, его ждут во Львове. Вечером 13 апреля, когда великий пианист прибыл во Львов, перед гостиницей, в которой он остановился, члены Галицкого Музыкального Общества спели в его честь две кантаты. Почти месяц прожил Лист в этом городе. За это время он дал четыре сольных концерта, участвовал в двух камерных концертах, а в одном из выступлений после исполнения с оркестром Концерта К.-М. Вебера дирижировал Большой симфонией Л. Бетховена. Показательно его письмо, написанное из Львова К. Витгенштейн: «Мое пребывание в Лемберге было чудесным со всех точек зрения. Вы не можете представить, с какой доброжелательностью и симпатией я был принят в течение месяца, который там провел. Множество обедов и ужинов. Три-четыре знакомства по-настоящему интересных, которые могли бы перерасти в дружбу. О них я Вам расскажу позднее более подробно, т. к. эти люди Вам знакомы. И, наконец, долг и тесная связь со страной, для которой я тоже не чужой и к которой я начинаю чувствовать привязанность всем лучшим, что во мне есть».
В конце апреля Лист едет в Черновцы, где дает три концерта. Отсюда через Яссы и Галац его путь лежит в Константинополь. «Мне иногда страшно, — пишет он княгине, — что наши прекрасные проекты в отношении Одессы могут провалиться. Но что бы ни случилось, Вы останетесь доброй и щедрой, такой, какая Вы есть и какой я восхищаюсь».
После блестящих выступлений в Турции Ф. Лист прибывает в Одессу 28 июля на пароходе «Петр Великий». «Лист! Лист! Вот имя, вот слово, вот единственный звук, в котором слился восторг нашей публики, вот точка, на которой сосредоточились все взоры, и слух, и все ее увлечения», — писала газета «Одесский вестник» в это время. Наконец происходит долгожданная встреча Листа с Каролиной Витгенштейн и... ее мужем. Почти полтора месяца пробыл пианист в Одессе. За это время он выступил в нескольких бенефисах и дал шесть сольных концертов, один из которых был благотворительным. Вырученные на этом концерте тысячу рублей серебром великий виртуоз пожертвовал Александровскому детскому приюту. В это же время решалось будущее Листа и Каролины. Есть предположение, что князь Витгенштейн не случайно приехал в Одессу. Скорее всего, уже тогда решался вопрос его будущего развода с княгиней. Уезжая из Одессы, Николай Витгенштейн пригласил Листа погостить в Воронинцах, хотя сам он уезжал на зиму в Германию. Как бы там ни было, но Каролина убедила Ф. Листа в том, что пора сделать тот шаг, о котором он давно мечтал, но не мог на него решиться: оставить большую сцену и полностью посвятить себя композиторскому творчеству. Из Одессы пианист выехал на концерты в Николаев и Елисаветград (ныне Кировоград). Здесь великий виртуоз без помпы и громких заявлений закончил свою многолетнюю карьеру концертирующего пианиста. В конце сентября он в третий раз приезжает в Воронинцы. Тогда же он пишет своей матери: «Неожиданное и решающее событие склоняет чашу весов, как кажется, в сторону счастья. 1847 год приносит мне удачу!»
Природа Подолья и народные песни, услышанные здесь, вдохновили Листа на написание фортепианного цикла «Колоски, собранные в Воронинцах» («Glanes de Woronince»). В него вошли три пьесы: «Украинская баллада» (Думка), «Польские мелодии» и «Жалоба» (Думка). Первая пьеса написана на тему песни Маруси Чурай «Ой, не ходи, Грицю». Во второй пьесе Лист использовал тему польской народной песни и тему песни Ф. Шопена «Желание». В основе третьей пьесы — тема всем известной украинской народной песни «Віють вітри». Этот цикл композитор посвятил дочери княгини, Марии Витгенштейн. Ей же он посвятил четыре детские пьесы, записанные им в подаренный ей Альбом. Это уникальный пример детской музыки Листа, к сожалению, у нас в Украине неизвестный. Этот Альбом был выкуплен из частной коллекции на аукционе только в конце XX века. Три пьесы написаны на темы польских народных песен и одна, под названием «Гриць», на тему все той же полюбившейся Листу песни «Ой, не ходи, Грицю».
Тогда же в Воронинцах Лист написал пьесы «Призыв», «Благословление Бога в одиночестве» и «Гимн любви». Позже они вошли в цикл «Поэтические и религиозные гармонии», посвященный К. Витгенштейн.
В середине января 1848 года Ф. Лист покинул Украину, уехав в Веймар, где в последующие годы служил капельмейстером при дворе герцога Веймарского. Вскоре вслед за ним выехала Каролина с дочерью. Веймарский период жизни (1848 — 1861) был самым плодотворным в творчестве композитора, и во многом это стало возможным благодаря беззаветной любви и поддержке Каролины Витгенштейн. В 1855 году на день рождения княгини Ф. Лист преподнес ей переплетенные в одну книгу 12 симфонических поэм со следующим посвящением: «Той, которая любовью доказала свою веру, надежды которой не переставали расти и в страданиях, которая находила счастье в самопожертвовании, ей, которая ныне и навечно спутница моей жизни, небесный свод моих дум, мое живое божество, символ души моей — Жанне Елизавете Каролине. Ф. Лист»...
Из всего изложенного читатель увидел, насколько важным в жизни Листа был период, прожитый в Украине.
НАСЛЕДИЕ КЛАССИКА И УКРАИНА
Кстати, на пресс-конференции в Национальной филармонии среди ее участников были посол Венгерской Республики Михай Баер, генеральный директор филармонии Дмитрий Остапенко и др., но к сожалению, не было никого из Министерства культуры и туризма Украины. Таким образом, это было открытие Международного Года Ф. Листа не в Украине, а в филармонии. Приятно было услышать, что аэропорт в Будапеште назвали именем Ф. Листа — это служит свидетельством того, что Год Листа является важным событием в культурной жизни всего мира. Но странно, что у нас даже в пресс-релизе не было ни слова сказано о роли Украины в жизни великого венгра. Посол, ссылаясь на кризис в своей стране, признался, что больших концертов при поддержке Венгрии в других городах Украины не будет. Зато представители филармонии рассказали, что у них запланирован ряд интересных концертов. Да, концерты действительно интересные, но почему-то, опять-таки, нет ни одного, посвященного Листу и Украине! Ведь здесь были написаны произведения, которые должны звучать в нашей стране в первую очередь! Организаторы пообещали, что, возможно, в следующем сезоне что-то и будет. А может быть, они просто не знают, что цикл «Колоски, собранные в Воронинцах» ни разу в полном объеме в бывшем СССР не издавался(!), на имя К. Витгенштейн просто было наложено табу, и само пребывание Листа в Украине никогда глубоко не изучалось! Сегодня хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать научные публикации в украинском музыковедении, посвященные пребыванию композитора в Украине. И от этого становится очень грустно... Жизнь и творчество Ф. Листа музыковеды всего мира изучили уже очень глубоко, а вот украинский период его жизни для них остается неизвестным, о нем они знают только в общих чертах. В этом году в рамках Международного Года Ф. Листа у Украины появился шанс показать себя страной, уважающей и изучающей свою культуру и историю, — и теплится слабая надежда на то, что наши чиновники от культуры это поймут. Хотя, по всей видимости, шанс может быть так не использован (как и в 2010 году, юбилейном году Ф. Шопена и И. Падеревского). Что же можно было бы сделать в этой ситуации? Во-первых, нужна первая украинская книга о Ф. Листе с акцентом на его пребывании в Украине. Сейчас я над ней работаю. Хотелось бы успеть издать ее в этом году. Во-вторых, выпустить цветной альбом «Ф. Лист в Украине». Меценаты, где вы? Ведь такого альбома никогда не существовало! И, поверьте, учитывая количество листовских обществ в мире, пользоваться спросом он будет. В-третьих, разработать туристический тур «Дорогами Листа в Украине» или «Украина глазами Листа». Эта работа мною тоже уже ведется, присоединяйтесь! В-четвертых, как здорово было бы снять документальный фильм на эту тему. В-пятых, хочу обратиться ко всем педагогам-пианистам. Пожалуйста, выучите со своими учениками произведения Листа, написанные в Украине. И включайте их в концерты, которые будете проводить к юбилею композитора. Ноты вы можете скачать в интернете: imslp.org/wiki/Glanes_de_Woronince,_S.249_(Liszt,_Franz). Пишите на мой e-mail: [email protected] и я с удовольствием отвечу на ваши вопросы и помогу. Могу приехать к вам с лекциями и своими концертами, посвященными Ф. Листу и его пребыванию в Украине. Недавно меня приглашали в Винницу на I региональную музыковедческую конференцию, где я рассказывала о Ф. Листе в Украине. Вы бы видели, как были заинтересованы все присутствующие! Казалось бы, о Листе все давным-давно известно, но оказывается, что для нас в Украине работа еще только начинается.