Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как «Плохие дороги» привели к успеху

Одним из лауреатов 77 Венецианского кинофестиваля стал полнометражный дебют украинского режиссера Натальи Ворожбит
14 сентября, 2020 - 19:43
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО НАТАЛИЕЙ ВОРОЖБИТ

Венецианский фестиваль (или Мостра, как его называют в Италии) прошел в ранее оговоренные сроки — со 2 по 12 сентября и стал первый большим кинофорумом, который не был отменен из-за карантина и состоялся не в Интернете, а по полному протоколу — с живыми премьерами и красной дорожкой.

Чтобы соответствовать требованиям социальной дистанции, фестиваль значительно сократил количество гостей, зрителей, аккредитованной прессы и открыл дополнительные площадки на открытом воздухе: в садах Джардини — обычном месте проведения Венецианской биеннале, — и на острове Лидо на месте зимнего катка.

Международное жюри возглавила австралийская актриса и продюсер Кейт БЛАНШЕТТ. К ней присоединились режиссеры Вероника ФРАНЦ (Австрия) и Джоанна ХОГГ (Великобритания), режиссеры Кристиан ПЕТЦОЛЬД (Германия) и Кристи ПУЮ (Румыния), итальянский писатель Никола ЛАДЖИОЛА, французская актриса Людивин САНЬЕ.

Главный приз «Золотой лев» достался «Земле кочевников» режиссера Хлои ЧЖАО (США).

После экономического краха городка в сельской Неваде, Ферн (в исполнении одной из лучших на сегодня американских актрис Фрэнсис Макдорменд) отправляется в кемпере — доме на колесах — в путь, исследуя жизнь вне привычного общества. В «Земле кочевников», основанной на одноименной книге журналистки Джессики БРУДЕР, снялись настоящие современные кочевники Линда Мэй, Суонки и Боб Уэллс, выступивших наставниками и товарищами героини в ее исследовании ландшафта сегодняшнего американского Запада. Режиссер картины — 38-летняя американка китайского происхождения Хлоя Чжао, которая до этого имела приз на фестивале «Сандэнс» за свой дебют «Песни, которым меня научил мой брат» (2015). «Земля кочевников» — ее третья полнометражная работа.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ЗЕМЛЯ КОЧЕВИКОВ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ КИНОФЕСТИВАЛЯ

Режиссер в комментариях к фильму отметила: «Осенью 2018, снимая в Скотсблаффе, штат Небраска, вблизи замерзшего поля свеклы, я листала «Пасьянс пустыни» Эдварда Эбби — книгу, которую мне подарил тот, кого я встретила в дороге. Я наткнулась на эту цитату: «Люди приходят и уходят, города поднимаются и падают, целые цивилизации появляются и исчезают — земля остается, немного измененная. Земля остается, как и поразительная красота, которой некого поразить... Я иногда склонная думать, несомненно, извращенно, что человек — это мечта, мысль — иллюзия, и только камень — действительность. Камень и солнце». В течение следующих четырех месяцев кочевники приходили и уходили, пока мы путешествовали и снимали — многие сохранял камни из своих путешествий, а их дома на колесах приводились в действие с помощью солнца. Они оставляли истории мудрость перед камерой и за ней. Меня, выросшую в городах Китая и Англии, всегда притягивала открытая дорога — идея, которую я считаю чисто американской — бесконечный поиск того, что находится на горизонте, и я попыталась мельком увидеть это в нашем фильме, зная, что это невозможно описать американский путь к другому человеку. Это нужно выявить самостоятельно.

Гран-при жюри была отмечена антиутопия «Новый порядок» (Мишель ФРАНКО, Мексика-Франция).

Мишель Франко — мексиканский режиссер и продюсер. Его фильм «После Люсии» получил приз в секции «Особый взгляд» Каннского фестиваля в 2012 г., «Хроника» (2015) отмечена там же в основном конкурсе за лучший сценарий, а «Апрельская дочка» (2017) награждена призом жюри «Особого взгляда».

«Новый порядок» — триллер-антиутопия, который начинается вполне безоблачно — роскошной свадьбой богачей. Однако празднование прерывается грубым образом, поскольку в стране начинается классовая война, перерастающая в кровавый переворот. События показаны глазами невесты, которая сочувствует народу, и слуг, одни из которых остаются верными ее семье, а другие, наоборот, идут против господ. Фильм, пронизанный нарастающим напряжением, отслеживает крах одной политической системы и ее замену еще более худшим укладом.

Как заметил режиссер, «Новый порядок» — это антиутопического взгляд на Мексику, но он лишь немного отличается от реальности. «Это не первый случай, когда наша страна и мир сталкиваются с подобным сценарием, и коррумпированные правительства исторически отвечали на все протесты диктаторским насилием».

Приз за лучшую режиссуру достался Киёси КУРОСАВЕ за «Жену шпиона» (Япония).

В Кобе, в ночь перед началом Второй мировой войны местный купец Юсаку Фукухара чувствует, что дело движется в тревожном направлении. Он оставляет жену Сатоко дома и едет в Маньчжурию. Там он случайно становится свидетелем варварского поступка и решительно настроен разоблачить его. Он переходит к действию. Между тем с Сатоко связывается ее друг детства и военный полицейский Тайцзи Цумори. Он рассказывает ей, что женщина, которую ее муж вернул из Маньчжурии, умерла. Сатоко, охваченная ревностью, вступает с конфронтацию с мужем. Но когда она обнаруживает истинные намерения Юсаку, то делает немыслимую вещь ради его безопасности и их счастья.

Киёси Куросава уточнил: «Фильм снят в населенном пункте сельской глубинки Японии, отражает борьбу супругов, которые преодолевают недоверие и остаются верными своей любви друг к другу во время тревожных и ужасных военных времен. Это мой первый фильм, сделанный на материале прошлого. Имея уже определенную историческую хронологию, я размышлял с большим интересом, представляя, как люди, которые конфликтуют, должны были чувствовать себя, когда думали, чего ждать в будущем».

Приз за лучший сценарий — у индийца Чайтаньи ТАМХАНЕ («Ученик»). Лучшей актрисой признана Ванессу КИРБИ («Фрагменты женщины», Корнель МУНДРУЦО, Канада-Венгрия), а лучшим актером — Франческо Фавино («Наш отец», Клаудио НОЧЕ, Италия ).

 НАТАЛЬЯ ВОРОЖБИТ

Украина была представлена полнометражным дебютом Натальи Ворожбит «Плохие дороги» на Международной неделе кинокритики.

СПРАВКА «Дня»

Международная неделя кинокритики — параллельная секция Венецианского фестиваля, организованная Союзом итальянских кинокритиков (SNCCI). Программа включает в себя семь дебютных фильмов и два внеконкурсных мероприятия. Именно здесь свои первые фильмы представляли такие известные авторы, как Кевин РЕЙНОЛЬДС, Майк ЛИ, Оливье АССАЯС, Педру КОШТА.

Наталья Ворожбит (1975, Киев) — опытный драматург и сценарист (в частности, писала сценарии к «Киборгам» и «Дикому полю»), однако место за камерой заняла впервые в жизни, поэтому «Плохие дороги», снятые по одноименной собственной пьесе, — не только режиссерский, но и кинематографический, кинофестивальный дебют, и он оказался успешным: «Плохие дороги» получили Премию веронского киноклуба — Premio Circolo del Cinema di Verona — награда Недели за лучшую новаторскую картину.

Стоит отметить, что украинский фильм имеет успех на Мостре второй год подряд: в прошлом году «Атлантида» Валентина Васяновича получила Гран-при в «Горизонтах».

Интервью с Натальей Ворожбит читайте в ближайших номерах нашей газеты.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ