Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как рождается музыка?

Несколько секретов от Левка Колодуба
27 мая, 2010 - 20:00
ЛЕВКО КОЛОДУБ В РАБОЧЕМ КАБИНЕТЕ / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

В мае отметил юбилей известный украинский композитор, профессор НМАУ, лауреат Шевченковской премии 2010 года. Левко Николаевич — высокопрофессиональный музыкант, мастер оркестровки, обладающий монументальным, масштабным мышлением, — является автором двенадцати симфоний, свыше двадцати концертов для разных инструментов с оркестром, множества симфонических сюит и камерно-инструментальных ансамблей, четырех опер, балета, оперетт и мюзиклов, а также вокальных и фортепианных произведений. Музыка Колодуба имеет национальную основу и с успехом исполняется не только в странах СНГ, но и в Германии, США, Канаде, Аргентине, Польше, Болгарии, Румынии, Испании, Греции, Франции, Северной Корее, Китае и других странах.

Композиторский талант и общественная деятельность Левка Николаевича высоко оценены государством. Колодуб имеет много наград. Он — многогранная, яркая творческая личность — захватывает своей позитивной энергетикой, артистичностью, философским взглядом на жизнь, прекрасным чувством юмора, и в то же время чрезвычайной скромностью, трудолюбием и высокой духовностью. Человек энциклопедических знаний, который поражает широтой интересов, является «физиком» и «лириком» в одном лице. Сам Левко Колодуб, всерьез заинтересовавшись компьютерными технологиями, организовал и возглавил первую в Украине кафедру музыкально-информационных технологий, которая сегодня успешно действует и развивается в Национальной музыкальной академии, где он работает уже свыше 50 лет. Кроме того, Левко Николаевич хорошо знает историю своей страны и мира, замечательно рисует, является знатоком театра, живописи, поэзии и даже увлекается астрономией. Поэтому, беседуя с таким интересным человеком, часов не замечаешь...

— Нелегко было в жизни. В 8-летнем возрасте потерял отца, который стал жертвой сталинских репрессий. Мне пришлось пережить и 1933-й, и Вторую мировую войну, голод в Харькове 1946—1947 годов — вспоминает Л. Колодуб. — В настоящее время больше говорят о 33-м, а о голоде после войны почему-то забывают. В середине 40-х в Харькове умирали люди на улице. Помню, иду в школу — смотрю, а около харьковской епархии замерзшие люди лежат. Ужас! В это время мне было 16 лет. Я учился, получал образование, потом настойчиво работал, создавал семью. Всего сам в жизни достигал.

— Недавно, в рамках ХХ Международного фестиваля «Музыкальные премьеры сезона» впервые было исполнено вашу симфонию №12. Слушателей чрезвычайно поразило это произведение. Что вдохновило на его создание?

— Наверно, всегда вдохновляет сама жизнь. Последние четыре симфонии получились у меня какие-то достаточно мрачные. Они написаны на одну тему — современность. Каждой из них я дал соответствующее название, так, Девятую симфонию назвал «Ощущения нового», одиннадцатую — «Новые берега», двенадцатую — «Дух времени». Наша жизнь складывается таким образом, что мы постоянно живем в эпоху изменений, а моя симфония №12 — это ощущение нашего очень сложного времени, где много хорошего и плохого — разного. Можно сказать, что это моя музыкальная повесть.

— Ваша симфония — это настоящая драма!

— Да, драма. Вообще у нас авангардисты уже истоптали все тропинки, реформировали все — и вниз, и вверх, и мелодию, и гармонию. Но единственное, чего они не поняли, что самое главное в музыке — это форма, то есть, последовательность частей, образов, влияние одного образа на другой. Потому что музыкальное искусство подобно театральному: там разворачивается какое-то действие, и здесь то же самое. Практически я иду за теорией Станиславского. А то, как каждый воспринимает то или другое произведение, — уже сверхзадание, потому что каждый вкладывает в это свое понимание, свои мысли и чувства.

— Ваша симфония прозвучала в исполнении Симфонического оркестра Национальной радиокомпании Украины. Удалось ли оркестру воплотить все, что вы вкладывали в эту музыку?

— Хочу отметить высокий исполнительский уровень музыкантов оркестра, а также его дирижера Владимира Шейка. Соло Леонтия Милявского в финале буквально растрогало меня до слез. Прекрасные фаготы, а гобои просто замечательны. Флейтист был на высоком уровне, прекрасно сыграл все свои соло. Так что деревянные духовые в полном порядке, медь в целом также. И вообще такую программу поднять — это подвиг. Хочу поблагодарить всех исполнителей за прекрасную работу, за наслаждение, предоставленное публике, которая восприняла это произведение чрезвычайно одобрительно.

— Юбилейный концерт вашего прекрасного дуэта — супругов композиторов Колодубы — был организован по инициативе друзей-коллег из Германии.

— С Ортвином Беннингоффом мы в приятельских отношениях уже около 16 лет. Это известный в Германии дирижер, композитор, органист и пианист. В его репертуаре — музыка Й. Баха, Л. Бетховена, Ф. Листа, Е. Грига. Кроме того, он часто исполняет наши произведения в Германии. Когда-то на вопрос, почему он не включает в свои концертные программы музыку других украинских композиторов, он с юмором ответил, что на его жизнь хватит двух Колодубов. Наш немецкий друг любит Украину, часто приезжает сюда, с удовлетворением работает с нашими музыкантами. Возможно, в этом есть и наша заслуга. Но, очевидно, имеют место еще и какие-то генетические корни, потому что на немца он вовсе не похож. Это очень эмоциональный, открытый, хороший человек, у него даже нет немецкой пунктуальности. В качестве подарка на наш юбилей господин Ортвин попросил ректора НМАУ предоставить ему возможность выступить в Большом зале консерватории, а также пригласил к участию в этом концерте профессоров, известных немецких композиторов Фердинанда Брукмана и Вольфганга Штокмайера. К сожалению, Брукман не смог приехать потому, что были отменены авиарейсы (в связи с извержением вулкана в Исландии). Но как приветствие от него прозвучал его фортепианный концерт, который замечательно исполнил Геннадий Демьянчук. Мы очень ценим то, что, невзирая на неблагоприятные обстоятельства, проректор Высшей музыкальной школы города Кельна, органист и композитор Вольфганг Штокмайер все же смог лично поздравить нас (он приехал поездом). Специально к нашему юбилею он написал Концерт для альта с оркестром, который прекрасно выполнили музыканты оркестра «Киевская камерная академия», а партию солиста замечательно сыграл известный исполнитель Александр Лагоша. Кроме того, в исполнении этого оркестра прозвучали и наши произведения — «Сюита в стиле барокко» и Концерт для виолончели с оркестром Жанны Ефимовны, а также мои «Туривские песни» и Симфония №4 «Чернобыльская». Мы очень благодарны всем музыкантам за такие приятные подарки.

— В чем, с вашей точки зрения, заключается место композитора и вообще роль искусства в жизни общества?

— Замечательно сказал об этом гениальный поэт Александр Пушкин: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Если этого придерживаться, то будет все в порядке. Потому что искусство не может быть грубым или негативным в целом. Главное задание художника — «добрые чувства пробуждать». А когда в настоящее время по телевидению показывают непрерывные сериалы об убийствах, мордобитиях и разврате, разве это искусство? Это то несчастье, которому, к сожалению, невозможно положить конец, потому что у нас теперь «свобода предпринимательства».

— Как оцениваете современное состояние культуры и искусства в Украине, а также отношение власти к развитию академической музыки?

— Благодарить Бога, что государство вместе с городской властью удерживает высшие учебные заведения искусств, а также музыкальные училища и музыкальные школы. Когда-то Жанна Ефимовна (Колодуб) написала статью о том, что духовиков необходимо учить в музыкальных школах бесплатно, потому что это дефицитная специальность. Тогда директором музыкальной школы в Белой Церкви был Ю. Павленко, и он пошел с этой газетой к городскому руководству и добился того, что и до настоящего времени в белоцерковской школе за учебу духовиков платит городская власть. Есть очень хорошие примеры. А что касается в целом состояния академической музыки, то страшный вред наносит сегодня радио и телевидение, где фактически все направлено на заработки. У них позиция такова, что они не должны учить или воспитывать вкусы зрителей, потому что это считается не модным. Все это делается для того, чтобы открыть путь «попсе», которая заполонила все. Поэтому они воспитывают публику под себя, чтобы потом сдирать с нее те деньги, какие они платят «шоу-бизнесу». Например, у нас запрещают сигареты и водку рекламировать, а их все равно рекламируют. У нас запрещена торговля наркотическими веществами, а все равно они процветают. Потому что нет такой государственной политики, чтобы то, что вредно для человека, запретить законом. Страшнее всего то, что все это развращает души. Когда-то я уговорил одну радиокорреспондентку пойти в школу в центре города Киева и обратиться к семиклассникам с одним вопросом: «Дети, что вам говорит слово «Бетховен»? Они все хором радостно кричат: «Собака!», потому что все видели фильм под таким названием. И только один мальчик сказал: «Кажется, композитор такой был». Очень жаль, что в настоящее время по радио и ТВ мало звучит классическая музыка.

— Левко Николаевич, какие качества вы больше всего цените в людях?

— В первую очередь профессионализм и работоспособность, людей, которые ответственно и честно относятся к своему делу. На всю жизнь запомнилось, как мой дед разъяснял, что означает русское слово «разгильдяй». Это купец из гильдии, которого выгнали за то, что он один раз солгал. За это его прозвали «разгильдяем». И доныне существует русское высказывание «не будь разгильдяем», то есть, «никогда не ври». А наиболее страшным считалось слово «проходимец», которым ругали «плутов». Говорили: а это «проходимец, с ним дела нельзя иметь, потому что обязательно что-то украдет». Если у человека есть чувство ответственности, оно сказывается во всем. Поэтому, я считаю, что в настоящий момент главное задание в Украине — поднять сельское хозяйство и поддержать крестьян, чтобы люди не убегали из сел, а наоборот, стремились там жить. В настоящий момент прелести сельской жизни не все понимают, а тот, кто жил в селе, знает, что там все по-настоящему.

В семейном фотоальбоме Левка Николаевича поражает фото, где веселый семилетний мальчик стоит на поле рядом со своим отцом (агрономом за специальностью), наследуя его уверенную и крепкую фигуру. «Учился у отца крепко стоять на ногах», — говорит Леонтий Николаевич. И он действительно хорошо этому научился. Выходец из казацкого рода, сильный и крепкий, как дуб, этот спокойный, уравновешенный, мудрый и мужественный мужчина всю жизнь не только твердо стоит на ногах, но и является надежной опорой для всех, кто его окружает. В первую очередь, для своей семьи — жены и единомышленника, известного композитора Жанны Колодуб, с которой они живут в любви и согласии уже больше 55 лет, для дочки Оксаны, сына Андрея и внуков Дмитрия и Алисы. Так же преданно и верно служит Левко Колодуб и своему любимому делу — музыке, которой увлекся еще с детства. Его могучая индивидуальность является такой же надежной поддержкой и для почтенных коллег, и многочисленных студентов НМАУ. Левко Николаевич является большим авторитетом и для членов Национального союза композиторов Украины, где работает уже больше 50 лет; и для членов Национального всеукраинского музыкального союза, в котором активно действует свыше 20 лет; а также для членов ассоциации деятелей духовой музыки, президентом которой он избран. Всего и не перечислишь. И на все у него хватает сил!

Римма СУЛИМ, кандидат искусствоведения
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ