Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как в Киеве отмечали День независимости Греции

Триумфальный дебют пианиста Димитриса Сгуроса в Национальной филармонии
31 марта, 1996 - 19:13
ПИАНИСТ ДИМИТРИС СГУРОС И ДИРИЖЕР ИГОРЬ ПАЛКИН / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

В мире классического искусства есть свои звезды, величина которых определяется концертами на престижных сценах, выступлениями с лучшими оркестрами мира и сотрудничеством с именитыми дирижерами. Их миссия нелегка — ибо преодоление расстояний, смена климата и временных поясов не должны никоим образом отразиться на творческом процессе и на выступлении. Талант и величайший труд таких артистов позволяют им доносить до слушателя собственное понимание эпох и стилей, в современном звучании воспроизводить творения великих мастеров прошлого и настоящего.

К подобным выдающимся артистам современного классического искусства относится известный греческий пианист Димитрис Сгурос, который впервые выступил в Киеве. На сцене Национальной филармонии он исполнил Третий концерт Сергея Прокофьева в сопровождении Симфонического оркестра филармонии под управлением Игоря Палкина. Этот вечер был приурочен к 189-ой годовщине начала Греческого национально-освободительного восстания, а концерт организован при поддержке посольства Греческой республики в Киеве. Важность этого культурного события трудно переоценить, хотя бы потому, что прошло уже почти сорок лет (!) после гастролей соотечественницы Димитроса Сгуроса, единомышленницы Марии Каллас — замечательной пианистки Вассо Даветци. И вот вновь греческое фортепианное искусство было представлено экстраординарной личностью.

Творческий путь Димитриса Сгураса — яркий пример того, как пианист может достичь наивысших высот в музыке. Он родился в 1968 году в Афинах. Начал учиться игре на фортепиано в возрасте шести лет, годом позднее поступил сразу в шестой класс музыкальной школы. По ее окончании совершенствовал свое музыкальное образование в Университете Мериленд и Королевской лондонской академии, которую закончил с рекордно высокими оценками, получив девяносто восемь баллов из ста. При этом он — выпускник математического факультета Афинского Университета.

Услышав игру юного музыканта, один из известнейших пианистов ХХ века — Артур Рубинштейн — подарил Сгурасу свои золотые часы со словами: «Я благодарю бога, что дожил до этих мгновений, ведь лучшего пианиста я не слышал за всю свою жизнь». Началом мировой карьеры тогда еще юного, двенадцатилетнего, пианиста было его исполнение сложнейшего Третьего Концерта Рахманинова в сопровождении Вашингтонского симфонического оркестра под управлением Мстислава Ростроповича. Далее последовало сотрудничество с выдающимися маэстро — это были Евгений Светланов, Герберт фон Караян, Морис Янсонс. Их привлекала не по возрасту зрелая творческая манера пианиста, профессионализм и, конечно же, яркая индивидуальность Димитриса Сгуроса.

Он выступал в Нью-Йоркском Карнеги-Холле, Парижском зале Плейель, на лучших сценах Амстердама, Вены, Мельбурна, Токио и Сиднея, в филармониях Берлина, Лондона и Софии. В 2005 году пианист выступил в Карнеги-Холле с благотворительным концертом, сборы от которого пошли на помощь пострадавшим от цунами. В том же году он играл в Кремле с оркестром большого театра по случаю 60-летия окончания Второй мировой войны, а в 2008-м дал концерт в Китае на открытии Олимпийских игр. В репертуаре Сгуроса — длинный перечень сложнейших произведений для фортепиано с оркестром. Пианист много выступает с сольными программами, записывает аудио- и видеодиски.

На пресс-конференции, организованной накануне концерта, Димитрис Сгурос легко расположил к себе аудиторию. На вопрос о перспективах музыкальной педагогики у него на родине, не акцентируя того факта, что в Греции до сих пор нельзя получить высшего образования по музыкально-исполнительским специальностям, Сгурас ответил: «Мы делаем все, что можем, для ее развития и улучшения». Скромно не упомянул того факта, что выступает с лекциями и педагогическими семинарами в Греции и за рубежом, что основал именную стипендию-премию, которая присуждается наиболее перспективным студентам Новой Консерватории города Салоники. Зато не забыл напомнить, что древняя Греция была и остается основательницей европейской культуры: «Я думаю, что и вы так считаете, раз пригласили меня!».

Возглавлявший конференцию Чрезвычайный и Полномочный посол Греции в Украине господин Георгиос Георгунтзос признался, что своим восторженным восприятием Киева пианист помог ему по-новому взглянуть на город и еще больше полюбить его. Сгурос восхищался и весенней погодой, и архитектурой Киева, о которой он и прежде знал не понаслышке. Упомянул имя основателя украинской композиторской школы — Лысенко, подчеркнув, что значение творчества этого композитора еще недостаточно осознано музыкантами. Первые впечатления от Украины, по признанию пианиста, побудили его задуматься и о дальнейших концертах с симфоническими оркестрами других украинских городов — Донецка, Одессы, Львова.

Напомним, Сергей Прокофьев, автор Концерта №3, До-мажор, который выбрал для своих украинских гастролей Сгурос, родился 1891 году в селе Солнцевка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области). Этот Концерт был впервые исполнен автором в 1921 году с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Фредерика Стока. Произведение состоит из трех частей, общая продолжительность — около тридцати минут. Вторая, медленная часть Концерта, имеющая лирико-драматический круг образов, представляет собой тему с вариациями, первую версию которой С.Прокофьев создал в 1913 году — за восемь лет до завершения работы над произведением.

В этот раз Концерт Прокофьева завершал программу, в начале которой Симфонический оркестр исполнил Третью Симфонию Ф.Мендельсона-Бартольди и оркестровую сюиту «Матушка-гусыня» М.Равеля.

В зале, украшенном национальными флагами Греческой республики и Украины, присутствовали представители дипломатических миссий, аккредитованных в Киеве. Глава греческого посольства назвал Димитриса Сгуроса «выдающимся музыкантом современности и наследником золотого века фортепианного искусства». Однако даже такие высокие эпитеты не смогли в полной мере отразить величину таланта музыканта, с которым впервые познакомилась украинская публика.

Техника Сгуроса и художественный вкус были безукоризненными. Есть в игре пианиста и гипнотическая магия, и философская глубина, полетность и четкость, импровизационность, и конструктивная ясность. Темп быстрых частей напоминал о безудержности игры самого Сергея Прокофьева и, казалось бы, превосходил пределы пианистических возможностей. Наградой стали овации публики. Исполнив на бис юношеский этюд Скрябина, музыкант еще раз блеснул фантастической виртуозностью в этюде Мошковского, завершая свое триумфальное выступление. Хочется надеяться, что Димитрис Сгурос не отступится от своего замысла выступить в крупнейших городах Украины, и мы еще не раз услышим его замечательную игру.

Ирина РЯБЧУН, кандидат искусствоведения
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ