Галерее «АртДонбасс», появившейся в Донецке менее года назад, на первый взгляд, повезло больше всего во время Евро. Она находилась в самом центре футбольной жизни — недалеко от стадиона «Донбасс Арена» и гостиницы «Виктория», возле парка «Музыкальный» под памятником Освободителям Донбасса. Здесь открывается красивый вид на город, здесь отдыхают туристы и местные жители. О том, как обстоят дела в культурной сфере Донецка, «День» пообщался с арт-директором муниципальной галереи Екатериной КАЛИНИЧЕНКО. Начали разговор об успехах заведения во время недавно окончившегося еврочемпионата.
— Изменился ли ваш распорядок жизни во время Евро?
— Мы думали, что к нам будет приходить больше иностранцев. Но, к сожалению, их в меньшей степени интересовала культура. Им нужен был футбол. У нас были и англичане, и немцы, но все-таки это не такое большое количество людей, как хотелось бы. Может быть, сыграло большую роль то, что главный вход к нам был перекрыт зоной для СМИ, и пройти можно было только через парк. Непосвященный человек не сможет догадаться, что под памятником находится галерея. Нам запретили ставить указатели, поэтому узнать, что мы находимся в самом центре чемпионата, просто так никто не мог.
— Сегодня в Донецке очень мало музеев и галерей. Что нужно делать, чтобы развивать культурную инфраструктуру? Чего за десять месяцев добились вы?
— Наш город становится другим, более европейским. И, наверное, в этом заслуга как руководства города, так и самих людей, которые хотят для себя подчеркнуть что-то новое. Художественный и краеведческие музеи — это всегда необходимо, это то, с чего стоит начинать свое образование. Но я считаю, что наша галерея — единственный в Восточной Украине зал подобного формата, где можно выставлять различные по жанрам и стилям работы как классического, так и современного искусства. Посетители, которые приходят в наш центр, хотят видеть чистоту, красоту и спокойствие. Потому что многие наши гости — это обычные рабочие, которые ежедневно видят грязь на заводах, на фабриках. Им хочется прийти сюда и отдохнуть душой. А здесь они могут увидеть абсолютно разные выставки.
За восемь месяцев существования зала мы показали абсолютно разные работы и разные школы. Как классическое, но современное искусство, так и contemporary, которое действительно отличается от всего иного. Часто дончане не могут увидеть этого, не выехав за пределы своего города. Поэтому мы стремимся приглашать к нам авторов, привозить выставки. К нам также приезжают люди из Луганской и Запорожской областей.
— Как происходит диалог между вами и авторами работ? Вы приглашаете их или они обращаются к вам за помощью?
— Сейчас к нам приходит очень много звонков и писем. К нам обращаются как «самодельные» художники, так и профессиональные. Очень много предложений по персональным выставкам. Но мы настраиваемся на то, чтобы масштабные выставки были коллективными, потому что здесь нам все-таки хочется показать разнообразие школ, направлений. Если это художники Донбасса, то с их помощью показать все то, что мы имеем в местной художественной традиции. Например, когда мы выставляли харьковских художников — можно было обратить внимание на потрясающую скульптуру — у нас, к сожалению, не работают с бронзой и с металлами. Мы стараемся показать то, что могло бы стать интересным дончанам, что они не могут увидеть, не выехав за пределы области.
— А как они реагируют на выставки? Часто ли посещают? Как часто приходят одни и те же люди?
— В марте у нас была предаукционная выставка классического искусства, на которой экспонировались работы ХІХ века. Они просто потрясали! К нам часто приходили донецкие художники. Им был интересен Юлий Клевер, Илларион Прянишников. То, что они раньше могли видеть в Третьяковке и в советских журналах. У них было абсолютно разное отношение к тому, что висит на стенах. Но правда в том, что есть интерес — как у профессиональных художников, так и у обычных посетителей.
— Относительно финансирования. Искусство требует больших вложений.
— Да, эта тема очень болезненная. И мы финансируемся из городского бюджета. Конечно, сфера культуры — всегда последняя ступенька, и зарплаты наших сотрудников — всегда печальный факт. И прожить на 1 200 гривен очень сложно. Вход в галерею у нас свободный. С художников мы ничего не берем, кроме того, что они оставляют нам свои работы за то, что в течение месяца проходит их экспозиция. Отличие было с предаукционными работами. Они не принадлежали нам, и мы работали на других условиях. Для нас было честью, что организаторы обратились именно к нам. Стоимость этих картин очень велика.
— А много ли в Донецке людей, покупающих картины, предметы искусства?
— Все зависит от достатка. Я не знаю, сколько их в городе, но знаю, что они есть. Кто-то хочет, чтобы было красиво дома, и покупают так называемую «прокатку», вешают ее дома, и есть те, кто понимает ценность вещей и покупает маленькую, но ценную картину. Поэтому даже в нашем городе очень многие начинают с «прокаток», но потом, посещая выставки и знакомясь с художниками, они покупают именно произведение искусства.
— Можно сказать, что они со временем могут образовать какую-то новую культурную среду в городе?
— Это возможно. Но это начинается в семье — способность тратить деньги на искусство. Человек должен вращаться в этой среде. И вкладывать, вкладывать в искусство. Зачастую такие люди и помогают художникам потому, что они понимают, что за этой работой стоит огромный труд художника.
Фото предоставлены галереей «АртДонбасс»