О Владимире Ивасюке активно заговорила пресса в конце 1960-х — начале 1970-х, когда он учился на IV курсе Черновицкого медицинского института. Cначала в молодежной газете журналистка Галина Тарасюк опубликовала статью «Знайти сонця руту», в которой, вдохновленная талантом юного автора, предрекла ему большое будущее. А в мае 1971-го стихотворение и ноты песни «Червона рута» (вместе с небольшим рассказом об ансамбле «Смерічка») были напечаны в популярном в то время журнале «Украина». Владимир купил этот журнал по пути в село Русов Снятинского района на Ивано-Франковщине, где проходил всесоюзный праздник по случаю 100-летия со дня рождения Василия Стефаника. На том форуме присутствовало немало знаменитостей, в том числе легендарный тенор Иван Семенович Козловский. Этот выдающийся певец был кумиром семьи Ивасюков. Доныне в Мемориальном музее Владимира Ивасюка в Черновцах хранится пластинка с записью исполнения Козловским песни «Чорнії брови, карії очі» (запись была сделана в 1957 году, когда техника записи пластинок в СССР была в зародышевом состоянии: песня записана на пластинке с обеих сторон — на одном не поместилась!). Владимир рассказывал, что он набрался смелости и подошел к своему кумиру, чтобы взять автограф. Оказалось, что Иван Семенович слышал о талантливом юноше из Буковины. В память о встрече он оставил свой автограф на странице журнала и пожелал Володе Ивасюку успеха.
В Русове состоялась еще одна очень памятная встреча — с писательницей Ириной Вильде, которая когда-то благословила на творческое будущее Михаила Ивасюка (отца композитора). Увидев Владимира, она сказала, обращаясь к Михаилу Григорьевичу: «Наилучшее произведение Ивасюка — это его сын».
11 июля 1971 года в областной газете «Советская Буковина» появилась статья Василия Селезинки «Дивоцвіт Володимира Івасюка». В сентябре он же написал статью о молодом композиторе в газету «Молодь України». Стоит, однако, подчеркнуть, что эти публикации были долгожданным ответом на просьбы тысяч читателей рассказать об авторе, написавшем песни «Червона рута» и «Водограй», которые чуть ли не ежедневно звучали из радиоприемников. Даже Всесоюзное радио «Маяк» «прокрутило» присланную из Черновцов пленку с записью «Руты» в своем эфире.
Вскоре в местечке Яремча, в самом сердце Карпат, начались съемки украинского музыкального фильма «Червона рута». К участию были приглашены самодеятельные коллективы — ансамбли «Смерічка», «Росинка», «Карпаты», «Опришки», а на роли главных героев ленты — шахтера Романа и гуцулки Оксаны — Василия Зинкевича Софию Ротару. Зинкевич исполнял песню «Червона рута», его коллега Назарий Яремчук воспевал «Незрівнянний світ краси» Леонтия Дуткивского, София Ротару очаровывала песнями Мирослава Скорика, а ансамбль «Карпаты» пел «Там, де гори і ліси» и аккомпанировал Зинкевичу в «Залишених квітах» — совместном произведении Валерия Громцева (музыка) и Владимира Ивасюка (слова).
Фильм вышел на телеэкран и имел грандиозный успех (режиссер ленты — Роман Олексив). Его смотрели во всем Советском Союзе от Карпат до Камчатки.
«Я впервые увидел фильм-концерт «Червона рута» в Москве, когда был на Выставке достижений народного хозяйства, в павильоне Украинской ССР. Тогда проходили Дни Украины по случаю какого-то юбилея, — вспоминает известный поэт Степан ПУШИК. — Я ходил из павильона в павильон и, прослышав, что через час покажут фильм «Червона рута», остался посмотреть. Собралось много зрителей. Фильм перенес меня из Москвы в Яремчу, прозвучали песни Ивасюка, композиции Мирослава Скорика, Леонтия Дуткивского на мои слова. Показали Володю, Назария Яремчука, Василия Зинкевича, Софию Ротару. Какой-то милиционер воскликнул: «Земляки!» Оказалось, что сначала он служил в армии в Подмосковье, а на третьем году службы его завербовали в московскую милицию. Песни с родины разбередили сердце подолянина, и он сознался, что ему захотелось вернуться домой».
Киноистория любви шахтера и гуцулки (дань соцреализму и тогдашней идеологии), положенная в основу сюжета, не была оригинальной. Кроме того, показать красоту Карпат на черно-белой пленке было очень непросто. Сами участники фильма — самодеятельные (даже Ротару) исполнители — вряд ли могли рассчитывать на какой-то особенный успех у зрителей. Возможно, именно с учетом таких критериев разрешили съемки и дали средства? Не стоит забывать и о том, что в то время в стране готовились отмечать 60-летие образования СССР, и фильм мог бы послужить идее равноправия народов советской империи (особенно это касалось бы Украины, в частности, на фоне запрещенной и изданной во многих государствах книги «Интернационализм или русификация?»). Как бы ни было, участники творческой группы «Укртелефильма» были счастливы прежде всего оттого, что картина будет посвящена новейшей украинской песне. И даже необходимое условие — обязательно включить в репертуар песню на русском языке — их не смущало. Потому что была песня, которая уже стала «центром тяжести» фильма, — ивасюковская «Червона рута», которая и дала название всей ленте.
Фильм снимали в августе в 1971 года. София Ротару отпраздновала на съемках свой день рождения, а Владимир влюбился в Наталью Михайлову, студентку из Ивано-Франковска, которая снималась в ленте как танцовщица ансамбля «Ритм». В ноябре фильм вышел на экран и отправился в путешествие по городам и селам. В Мемориальном музее Владимира Ивасюка в Черновцах хранится самодельная афиша, которая приглашала всех желающих прийти в Дом культуры на просмотр фильма «Червона рута».
Рейтингов в Советском Союзе не составляли, но сегодня мы бы сказали, что, без сомнения, это был самый рейтинговый фильм года! Об этом, например, можно судить по огромному количеству писем, которые приходили в адрес молодого маэстро изо всех уголков необъятной страны — даже из Петропавловска-Камчатского! Писали Ивасюку домой, на адрес медицинского института, на телевидение и в Вижницу. Почтальоны не знали, как доставлять такое количество писем адресату.
Стоит вспомнить и такой факт. В 1971 году другой фильм, художественный, — «Белая птица с черной отметиной» при участии Ивана Миколайчука, во время съемок которого Владимир написал окончательный вариант стихотворения «Червона рута», — получил Гран-при V Московского международного кинофестиваля. Двойная победа двух украинских фильмов порадовала почитателей этих двух творцов. А музыкальная картина «Червона рута» принесла Ивасюку, Зинкевичу, Яремчуку и Ротару настоящую популярность и славу. Их запомнили в лицо, а их песни были у всех на устах.
В 1971-м на Центральном телевидении было положено начало фестивалю «Песня года». Лучшие песни определяли тогда зрители. И в когорту двадцати избранных композиторов, среди которых были гранды тогдашней советской песни — композиторы Островский, Колмановский, Бабаджанян, Фельцман, ворвался талантливый парень из Черновцов Владимир Ивасюк! Фильм, и прежде всего песня «Червона рута», пришелся по душе миллионам людей независимо от возраста и национальности. Когда Владимир узнал о том, что его песня будет звучать из телестудии «Останкино», он взволнованно написал Назарию Яремчуку, что «Червону руту» будут исполнять в сопровождении знаменитого Эстрадно-симфонического оркестра под управлением Юрия Силантьева.
В программе «Камертон хорошего настроения» впервые в прямом эфире УТ прозвучали «Червона рута» и «Водограй» в исполнении самого Владимира Ивасюка и певицы Елены Кузнецовой, а композицию Леонтия Дуткивского «Незрівнянний світ краси», которой открывалась телепрограмма, исполнил юный Назарий Яремчук (ему тогда еще и 19 не исполнилось). Впоследствии в концертных программах песню «Червона рута» Яремчук пел в дуэте с Василием Зинкевичем. Кстати, именно они должны были исполнять ее в новогодней программе ЦТ в Москве. Когда дирижер Юрий Борисович Силантьев познакомился с Владимиром Ивасюком, то решил, что молодого маэстро необходимо представить многомиллионной аудитории, а потому на сцене «Останкино» «Руту» исполняли Назарий Яремчук, Василий Зинкевич и Владимир Ивасюк в сопровождении Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения. Ту запись, а также фильм «Червона рута», который сегодня уже стал достоянием истории, сегодня можно посмотреть в Интернете.
Вспоминая события 40-летней давности и оценивая их влияние на жизнь простых украинцев, понимаешь, что «Червона рута» Ивасюка стала для многих камертоном на всю жизнь. И является им сегодня, и будет завтра — такова сила творческого гения!