Монреаль в фестивалях знает толк. Только за летний
сезон, который в Канаде завершается 22 сентября, их было множество: новых
средств масс-медиа, джаза, тамтамов, фейерверков и, конечно же, Монреальский
международный кинофестиваль.
ММК — один из крупнейших по своим масштабам. Подобно Каннскому,
Венецианскому и Берлинскому он входит в самую высокую категорию «А». В
этом году он проходил уже в 23-й раз. И порадовал в первую очередь разнообразием.
На нем присутствовали 191 картина полного метража и 116 короткометражных
фильмов из семидесяти семи стран. На фестивале можно было встретить практически
всю Европу, обе Америки, часть Африки и некоторые страны Азии. Самым большим
успехом пользовалось европейское кино. Популярен и латиноамериканский кинематограф
— каждый год на фестивале работает секция, посвященная фильмам с этого
континента. Есть также секция, посвященная национальному кинематографу
какой-либо страны. В нынешнем году это была Ирландия.
Особый интерес вызвало итальянское кино. Фильму «Не от
мира сего» режиссера Джизеппе Пичьони был присужден специальный Гран-при
жюри. Сам режиссер сыграл здесь одинокого больного владельца химчистки.
Его уставший от жизни герой, влюбляется в молодую монашку Катерину, которая
ищет родителей найденного в парке младенца. Возникает предположение, что
ребенок — сын Эрнесто от мимолетной связи с одной из его работниц, которая
несколько месяцев тому назад бросила работу. И Эрнесто очень хочется, чтобы
ребенок оказался его сыном. Это помогло бы ему заполнить пространство своей
огромной квартиры и согреть душу. Катерина тоже сильно привязалась к мальчику.
В ней внезапно проснулся материнский инстинкт. Тем более что она еще не
приняла постриг. На мгновение перед зрителем разворачивается картина счастливой
семьи, которая вот-вот может возникнуть. Но зритель, как говорится, предполагает,
а сценарист располагает. Ребенок оказывается не сыном Эрнесто, а Катерина
чувствует, что Божий глас гораздо сильнее всех остальных чувств, которые
ее могут привязать к этому миру.
Если Джизеппе Пичьони — это пример удачного совмещения
режиссерской и актерской профессий, то Жерар Депардье — напротив, хотя
это и не первая проба знаменитого французского актера в режиссуре (несколько
лет назад был «Тартюф»). Его новая картина «Мост меж двух берегов» была
одной из 19 полнометражных фильмов конкурсной программы. Действие картины
происходит в 1962 году в Нормандии. Известная французская актриса Кароль
Буке представляет здесь одну из многочисленных вариаций образа Эммы Бовари.
Мина страдает от повседневной рутины своей жизни. Чтобы хоть как- то из
нее вырваться, она много читает и каждое воскресенье ходит в кино со своим
пятнадцатилетним сыном Томми. Однажды после просмотра «Вестсайдской истории»
их окликает незнакомец из зала. Его зовут Матиас (Жерар Депардье). Так
же как и героиня, он только что плакал над судьбами американских Ромео
и Джульетты. Он — инженер и руководит постройкой моста через Сену. Мина
и Матиас полюбили друг друга с первого взгляда. Ни сын, ни муж героини
уже не могут повлиять на ход событий. Депардье играл с Кароль Буке еще
в одном фильме, построенном на любовном треугольнике — «Слишком красива,
чтобы быть женой». Отыграли они этот сюжет и в реальной жизни — именно
Кароль Буке стала причиной разрыва артиста с женой.
Однако об успехе картины «Мост меж двух берегов» можно
говорить только относительно пресс-конференции Жерара Депардье, который
прибыл в Монреаль, чтобы лично представить детище публике. Именно это мероприятие
собрало толпу журналистов и почитателей актера, в то время как сам фильм,
несмотря на несколько скандальную атмосферу, царившую вокруг него, оставил
публику равнодушной. Депардье вернулся во Францию ни с чем.
Но кого же отметило жюри фестиваля? Прежде всего, не были
обойдены вниманием классики кинематографа. Как всегда приехал на фестиваль
Карлос Саура. В этом году он привез свою новую картину — «Гойя в Бордо».
Ей присудили премию за лучший художественный вклад.
Восьмидесятилетний Франциско де Гойя живет в изгнании в
Бордо с последней из своих любовниц — Леокардией Зорийей де Вейс. Он описывает
важнейшие события своей жизни, вспоминает, как молодым и амбициозным узнал
жизнь двора Карла IV, где правили слава и богатство, интриги, ложь и игры
совращения, где он встретился с любовью всей своей жизни — герцогиней Альба.
Во всех фильмах Сауры важную роль играют свет (вспомним,
«Фламенко») и музыка. В результате получается довольно интересная психоделическая
картина, в которой очень зыбка грань между воспоминаниями и воображением,
между искусством и действительностью, между прошлым и будущим.
Итальянскому классику Этторе Сколе жюри присудило премию
за ансамбль его произведений в связи с представлением его новой картины
— «Обед». Фильм основан на правдивых историях, рассказанных посетителями
одного небольшого итальянского ресторанчика в обеденное время. Здесь и
профессор философии с влюбленной в него молоденькой ученицей, и несколько
актеров, репетирующих роли и предлагающих свои услуги по ясновидению.
Греческий режиссер Михалис Какоянис, известный своими кинопрочтениями
Еврипида («Электра», «Ифигения»), привез свою киноверсию «Вишневого сада».
На пресс-конференции режиссер сказал, что больше всего он волновался, когда
был с фильмом в России. Несмотря на то, что по его собственным убеждениям
у великих актеров и у великих произведений искусства нет родины — они принадлежат
миру, мнение русских ему было важно. Впрочем, волнения оказались напрасны.
Московская киноэлита, по словам самого Какояниса, признала, что теперь
греки научили русских, как ставить Чехова. В Монреале же Какоянису был
присужден за его работу специальный Гран-при Америк.
Лучшим режиссером фестиваля был признан Луи Белянже за
свою картину «Пост Мортем» — это его дебют в полнометражном кино.
В коротком метраже приз получил канадский мультфильм «Деревня
Идиотов» Евгения Федоренко и Розы Невлов.
Лучшая женская роль, по мнению жюри, была исполнена немкой
Ниной Хосс в фильме «Вулкан» Оттокара Нунзе. А приз за лучшую мужскую роль
улетел в Японию вместе с фильмом «Поппоя» и актером Кеном Такахурой.
Многие ожидали приезда из России «Сибирского цирюльника»
Никиты Михалкова. Однако российский кинематограф представляли «Блокпост»,
название которого не смогли перевести на французский язык, Александра Рогожкина
и «Страстной бульвар» Владимира Хотиненко. Несмотря на то, что «Блокпост»
сейчас очень актуален в связи с событиями, происходящими в Чечне, этот
фильм посетило не очень много публики. Надо сказать, внутренний мир, спившегося,
когда-то знаменитого актера, в картине Хотиненко тоже не взволновал монреальского
зрителя.
В то же время, интерес вызвала картина российского аниматора
Александра Петрова — «Старик и море». Эта адаптация знаменитого произведения
Эрнеста Хемингуэя поразила техникой исполнения. Александр Петров рисует
пальцами на стекле долго сохнущими масляными красками. Эффект получается
настолько потрясающий, что картину решили показать в IMAX — кинотеатре,
в котором идет показ фильмов в трех измерениях.
Главный приз Америк получил иранский фильм Мажида Мажиди
— «Цвет рая». Восьмилетний Мухамед учится в школе для слепых в Тегеране.
По окончании учебного года он возвращается вместе со своим отцом в деревню,
расположенную в горах. Мальчик открывает для себя природу и постигает по-новому
окружающий мир. Но, к сожалению, отец совсем не разделяет интересов сына.
Его больше интересует женитьба, которой Мухамед только мешает своим присутствием.
Это простая трогательная история с реминисценциями из Корана и Библии.
Фильм поражает лиризмом и тонким чувством человеческих переживаний красоты
природы.