Выступление студентов класса клавесина Музыкальной академии имени Петра Чайковского — Ларисы Бондарь, Александры Копань и Ольги Шадриной на ХII конкурсе органистов и клавесинистов имени Йоганна Себастьяна Баха в Лейпциге жюри отметило специальной премией Brenreiter Urtext-Preise.
В этом году конкурс был приурочен сразу к двум юбилеям — своему 50-летию и 250-летию со дня смерти Баха и, возможно, именно значительность дат подняла общую планку состязаний. Первую премию (12 тысяч DM) никому из участников завоевать не удалось. Два обладателя второй премии (из Германии и Нидерландов) и один — третьей премии (из Франции) вместе с местами получили и практически все дополнительные призы. Из 60 конкурсантов только украинцы, кроме победителей, были отмечены специальной наградой. По мнению руководителя класса клавесина НМАУ имени Чайковского Светланы Шабалтиной, в Лейпциге признали в первую очередь общий высокий уровень школы клавесинной игры в Украине: «К нам отнеслись с большим интересом, даже с каким-то восторгом, поскольку никто не предполагал, что в Украине настолько сильно исполнительство на клавесине». Для того, чтобы принимать участие в Баховском конкурсе органистов и клавесинистов, необходимо иметь не только талант и масштаб подготовки, но и специальные знания, без которых конкурсную программу сыграть просто невозможно. Речь идет о канонах импровизации, расшифровки нот, правилах гармонизации. Старинная музыка в корне отличается от привычной всем нам, «традиционной» романтической музыки хотя бы тем, что здесь не требуется заучивать произведения наизусть, это просто не нужно. Старинные произведения, как речь хорошего оратора, каждый раз предполагают новые и неожиданные музыкальные мысли. Когда- то Шабалтина то ли в шутку, то ли всерьез сравнила старинную манеру исполнения с джазом: «Это броское, хоть и достаточно грубое сравнение. Оно лишь позволяет ощутить весь абсурд попыток записать нотами то, что должен уметь делать на инструменте хороший исполнитель старинной музыки, если он добивается аутентичности звучания. Его импровизации невозможно зафиксировать так же, как и игру джазмена».
Участникам лейпцигского конкурса понадобились знания и умения играть не только музыку Баха, но и его предшественников, например Луи Куперена (его так называемые прелюдии без тактовых черт), токкаты Йоганна Фробергера. На втором туре программа подразумевала умение расшифровывать выдержанный бас в сонатах Корелли, владение так называемым смешанным стилем, который был представлен творчеством Георга и Готлиба Муффатов. На третьем туре звучали сонаты сыновей Баха, также предполагающие специальные расшифровки. Жюри конкурса клавесина возглавлял крупнейший музыкант с мировым именем Густав Леонхард...
— Кто из исполнителей на конкурсе вам понравился больше всего?, — корреспондент «Дня» обратилась с вопросом к Светлане ШАБАЛТИНОЙ.
— В этом году в Лейпциге на конкурсе клавесинистов не была представлена Англия, а из стран бывшего Советского Союза о себе заявила только Эстония. Что же касается моих симпатий, мне очень много дали нидерландские музыканты. Временами мне казалось, что я слышу озвучивание всех тех трактатов, которые мне приходилось прорабатывать, чтобы приблизиться к аутентичности в игре. На высоком уровне были и музыканты из Кореи, Китая и Японии. Клавесин требует «подробности», внимания к деталям, что достаточно созвучно восточному типу культуры, и в целом, восточные музыканты играли безупречно, но я заметила, что на Западе появляется все больше поклонников славянской школы. В нашей игре много теплоты. Мне кажется, что наша школа еще заявит о себе, именно благодаря артистизму, эмоциональности.
— А какова традиция клавесинной игры в Украине?
— О богатой украинской традиции клавесинной игры свидетельствует и нотная коллекция Разумовских, и сведения о культуре исполнительства в помещичьих усадьбах. Что же касается конкретно класса клавесина, то несмотря ни на какие древние корни мне пришлось начинать с нуля. Очень много сил было потрачено на то, чтобы доказать, в первую очередь, самим пианистам, что клавесин и фортепиано — разные вселенные. Клавесин — не ударный, а щипковый инструмент, его палитра — это палитра гитары, лютни и т.п., а это особая культура слышания, мышления, да и просто игры. Но не зная особенностей клавесина, невозможно понять не только Баха или Моцарта, но даже французских импрессионистов или Скрябина.
— Выходит, что знание клавесина, как и знание сольфеджио или музыкальной литературы, например, необходимо каждому музыканту?
— В этом году в Музыкальной академии предполагается ввести клавесин для студентов первого курса фортепианного факультета. По- моему это достаточно мудрое решение. Клавесин необычайно развивает. Это и знание языков, и точное грамотное исполнение образцов музыкальной классики. Пусть не все из студентов изберут клавесин своей специальностью, но они по-другому посмотрят на фортепиано, их уровень от этого несравненно возрастет.