Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Капитуляция

Норвежско-латвийский документальный фильм «День освобождения» – поучительный пример того, как легко можно стать сообщником палачей
4 апреля, 2017 - 10:27
ФОТО С САЙТА AFISHA.UA

Фестиваль документального кино Docudays UA в Киеве на минувшей неделе завершился фильмом под патетическим названием «День освобождения». Он посвящен концерту словенской рок-группы «Лайбах» в Пхеньяне – столице Корейской Народно-Демократической Республики.

Лично я столкнулся с творчеством «Лайбаха» еще в конце 1980-х. Они, во взаимодействии с арт-движением «Новое славянское искусство», прославились, доводя тоталитарную эстетику до абсурда. Это действенный и эффектный прием: с невозмутимым лицом превращать мрачную мишуру маршей, парадов, униформ, звонких пионерско-гитлерюгендовских голосов в посмешище, вести гибридную музыкальную войну, скрещивая  «Битлз» с Вагнером и метко издеваясь и над первыми, и над вторым.

Но с фильмом и особенно с концертом история немного иная, вне чисто художественных рамок.

«Лайбахи»  устраивали свои массивные выходки в тепличных (если сравнить с тем же СССР) условиях титовской Югославии. В Северной Корее ситуация намного хуже, чем во времена СФРЮ и СССР. Любой концерт зарубежных артистов – это уже политическое заявление в поддержку режима-изгоя. Так же, как, например, жестами солидарности с оккупантами являются выступления в других «народных республиках» – на востоке Украины.

Можно, конечно, держать дулю в кармане, но вряд ли кто-то ее увидит. И не потому ли «День освобождения» полон идеологического кокетства и малоубедительных оправданий, которыми все время подбадривают себя музыканты и особенно режиссер, выходец из Норвегии Мортен Траавик? Последний, судя по всему, активно дружит с северокорейской властью, не первый год устраивая акции в сотрудничестве с режимом; конечно, он или благосклонные арт-критики могут сколько угодно твердить, что это все ирония и постмодернизм, но факты неумолимы: этот человек работает культурным представителем КНДР и сделал своими соучастниками известную рок-группу.  Неизвестно, поняли ли в «Лайбахе», что они со своим концертом перед партийной верхушкой КНДР (простых граждан, судя по откормленным мордам аудитории, туда и близко не подпустили) выступили как потешные медведи при дворе самой кровавой диктатуры в мире, которая от этого уже вроде бы и не совсем уж людоедская – вот же позволили выступить и даже не расстреляли?

Несмешно. И грустно.

Можно садиться играть в шахматы с дьяволом. Но ты должен быть готов  очутиться на доске, и далеко не ферзем.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ