Знаменитый город у Черного моря — Одесса, — вечно праздничная и разноликая. Здесь полной грудью вдыхаешь наполненный морским бризом воздух, а весна радует глаз богатой палитрой весеннего разноцветья. Порто Франко изначально задумывалось, как открытая зона для торгово-экономических связей, а теперь утвердило себя яркой географической точкой международной культуры. Фестиваль «2дня&2 ночи», который пройдет 21—23 апреля — яркий тому пример.
Одесская филармония традиционно открывает свои двери уже XXIV Международному фестивалю современного искусства «2дня&2 ночи», одному из крупнейших форумов новой академической музыки в Украине. Более 100 музыкантов из 30 стран мира продемонстрируют уникальные формы и жанры современного искусства, причем, в уникальном формате, который невозможно поделить на концерты: музыканты выступают нон-стоп, с небольшим перерывом между номерами.
Идеологом и вдохновителем этого уникального и почитаемого во всем мире музыкального форума стала известный композитор, профессор Одесской консерватории — Кармелла Цепколенко.
— Кармелла, меняется ли что-то с течением времени в концептуальном подходе к фестивалю и его программе?
— 24 года назад я со своими единомышленниками, — профессором Фрайбургской консерватории Бернгардом Вульфом, который стал неизменным президентом фестиваля; и моим мужем, прекрасным музыкантов Александром Перепелицей-старшим, который взвалил на себя все тяготы административного руководства, задумали фестиваль в форме музыкального произведения, может быть, мега-симфонии, которая разворачивается в своем действии не 40 минут, а целых 48 часов фактически беспрерывного звучания. И, конечно, это огромное произведение не ограничивается только музыкальным компонентом. Здесь органично вплетены элементы театрализации, имеют место инсталляции, своеобразные хеппенинги и другие формы современного мировосприятия.
Вообще нужно сказать, что театральность присуща практически всем моим произведениям, а самой большой своей авторской гипер-структурой считаю фестиваль. В каждом из них, пытаюсь воплотить свое видение мира, понимание и ощущение будущего, если хотите, собственную философию, пытаюсь объединить мировую современную музыку (ведь в каждом фестивале участвуют композиторы и музыканты из 30—40 стран) единым эмоциональным порывом. По ощущениям, мы переходим на новую ступень развития, которая обращена к вселенскому чувству и разуму. Поэтому каждый фестиваль формирует свое новое пространство, с собственными новыми идеалами, отказываясь от стереотипов, отрекаясь от традиционных атрибутов. Когда-то в диссертации я разработала научную концепцию, которая называется «сценарная разработка музыкального материала», суть которой в том, что композитор в каждом произведении выступает и как композитор, и режиссер, и сценарист, детерминируя сочинение музыки пошаговым сценарием. В формировании каждого фестиваля применяю этот формообразующий принцип. Здесь я выступаю в триединстве — автор— сценарист-режиссер, создавая произведение глобальной макроформы. Компоную различные произведения музыки современных композиторов, как структурные элементы своеобразной четырехчастной формы — первый день, первая ночь, второй день, вторая ночь, — и программа фестиваля выстраивается, как единый сценарий, объединенный сквозной идеей развития. И каждый из них становится новым произведением, которое нужно прослушать, чтобы обнаружить и понять заключенные в нем смыслы.
— За 24 года существования этого музыкального форума, какая музыка из «новой» превратилась в «классику»?
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА КАРМЕЛЛЫ ЦЕПКОЛЕНКО
— Если мы обратим свои взгляды в историю, то заметим, что все новое не находит поддержки у своих современников, видимо, мешают устоявшиеся стереотипы, которые доминируют в тот или иной период в обществе. Есть разнообразие музыкальных направлений — академическая музыка, популярная, рок, джаз, и т.д. Гендель и Бах, Моцарт и Штраус, Лысенко и Бриттен, Лятошинский и Малер, — список может продолжаться бесконечно, — все они, в свое время, были представителями «новой музыки». Разрушение этих стереотипов, утверждение новых и делает возможным перемещение в сознании людей «новой музыки» в разряд «классики». Так что, пока мы еще в пути...
— Какие «изюминки» в программе этого года?
— Одной из премьер фестиваля является блок под название «Наша память», который посвящен 70-летию образования государства Израиль. Кульминацией этого блока будет выступление известного бас-баритона еврейского происхождения из Австрии — Руперта Бергмана. Это будут две премьеры в Украине — он исполнит музыкальное произведение израильского композитора Эллы Мильх-Шерифф, «Песни кабаре», в сопровождении Марины Перепелицы (фортепиано), а завершает этот блок — значительное произведение Виктора Ульмана, известного австрийского композитора еврейского происхождения, которого в 1944 году сожгли в Освенциме. Даже находясь в концлагере, он продолжал писать музыку, и у нас будет исполняться его последнее произведение «Жизнь и смерть корнета Кристофа Рильке» на стихи Райнера Марии Рильке. Главный герой корнет Рильке — предок известного поэта. Интересный сюжет относится к семнадцатому веку, войне с турками. Это произведение длится полчаса, оно достаточно масштабное, серьезное, исполняет его Руперт Бергман вместе с Александром Перепелицей (фортепиано). Выступление Руперта — всегда праздник для музыкальной Одессы, он не перестает нас удивлять, и восхищать. Кроме того, что он непревзойденный вокалист, он прекрасный актер, и мы с нетерпением ждем этот мини спектакль.
Кроме того, на фестивале будут исполнены произведения израильских композиторов Еммануеля Вайля и Гилада Гохмана в исполнении известного итальянского дуета ISAKAR (саксофон-фортепиано).
Неоценима поддержка Посольства Израиля в Украине, которую наш фестиваль получает уже многие годы — каждый раз то ли музыканты приезжают к нам из этой страны, либо звучит музыка, написанная израильскими композиторами.
Среди участников фестиваля мы услышим интересный дуэт из Италии, ISAKAR DUO в составе саксофонистки Изабеллы Стабио и пианиста Кармело Лука Самбатаро. Также впервые на нашем фестивале будет трио «Сен Тегменто» — это сопрано, кларнет и фортепиано. Певица Нао Хигано из Японии, а кларнетист Мартин Адамек и пианистка Зузана Бищакова — из Словакии. Приезд этого ансамбля связан с менеджерскими усилиями Ольги Сметановой (Словакия), которая вместе с трио также впервые посетит наш фестиваль. Она — Генеральный секретарь Международного общества современной музыки / ISCM, членом которого является наша Ассоциация Новая музыка и которая представляет Украину в этом международном сообществе, насчитывающем 68 стран. Ждем в первый раз перкуссиониста из Италии Симоне Беневенти с программой «Звуковые контейнеры» — у него совершенно особенные ударные инструменты — тихие. Они хранятся в коробочке похожей на шкатулку для драгоценностей, открывается — там такие ящички, и в каждом лежат предметы: то веер, то какие-то гвоздики, шпильки, и на всем этом можно играть. Среди участников также знаменитый швейцарский ансамбль Еnsemble fur neue musik zurich. Они едут очень большой командой и привозят весьма интересное произведение, которое называется «Когда джаз целует новую музыку» (...when New Music is kissed by Jazz...). В составе ансамбля — два джазовых музыканта, ударник Лоренс Хаас и Филипп Шавфельбергер, играющий на электрогитаре. Услышим мы также и великолепный швейцарский дует скрипачей в составе Якуба Дзялака и Анны Савицкой. Конечно же, будут ансамбли перкуссии, из Фрайбурга и Базеля, которыми руководит наш бессменный президент фестиваля, профессор Бернгард Вульф. Впервые выступит дует Снажана Нешичь (баян) и Лиза Верган (скрипка) из Германии, и многие другие. Среди украинских музыкантов — великолепный, самобытный пианист из Киева Евгений Громов, который представит программу «Молодой Сильвестров». Также порадует своим выступлением украинский баянист Роман Юсипей, который специально на фестиваль приедет из Германии. Мы встретимся с еще одним новым членом нашей фестивальной команды — потрясающим контрабасистом Назарием Стець из Киева. Впервые на фестивале — «Соло-Солиссимо» контрабаса. В концерте-прелюдии выступят известные львовские музыканты, композитор и пианист, Александр Козаренко и скрипачка Лидия Шутко. Большую программу готовит также одесский ансамбля Senza Sforzando, под руководством Александра Перепелицы-мл. и многие другие. Но, как говорят, лучше один раз услышать...
— Творческая составляющая фестиваля — неизменно высокая. Заинтересованность державы — ниже «уровня моря». Возможно ли что-то изменить, или энтузиазм устроителей — «наше все»?
— Ну, почему же, должна с благодарностью сказать, что страна в лице Одесской облгосадминистрации, Одесского областного Совета и Одесского городского совета, со дня основания фестиваля регулярно оказывают посильную финансовую поддержку. Оказывало, пусть весьма скромную, но поддержку и Министерство культуры Украины, однако, в этом году, в связи с реконструкцией и созданием отдельной финансовой структуры в виде Украинского культурного фонда, который начнет работать только с мая, нам не удалось получить поддержки государства. К сожалению, помощь министерства всегда была минимальной, и, мы надеемся, что с созданием, по слухам, более демократичной структуры в виде Украинского культурного фонда, можно будет ожидать более эффективную поддержку инновационном прогрессивным идеям. Негосударственные структуры — Немецкий культурный центр — Гете-Институт в Киеве, Немецкий культурный центр Баварский дом Одесса, Посольство Государства Израиль в Украине, Благотворительный фонд Андрея Азарова, Благотворительный фонд Циацан, и другие на протяжении многих лет поддерживают фестиваль.
Уже надоело повторять из года в год прописную истину, что искусство не может самоокупаться и нуждается в поддержке не только государства, но и БИЗНЕСА. Для этого нужно принять соответствующие законы, чтобы БИЗНЕСУ было выгодно вкладываться в культуру — только тогда возможно сдвинуться с мертвой точки. А так все происходит только на уровне собственного энтузиазма и «поддержания штанов», движемся по нисходящей. В этом причина нашего постоянного отставания и постоянного «догоняния». Ведь по своему потенциалу мы, украинцы, можем создавать инновационные проекты и диктовать мировую моду, наш фестиваль как раз из этой серии инноваций в области мировой культуры. Уверена, что при соответствующей политической воле и утверждению прогрессивных законов, содействующих развитию культуры, мы бы быстро превратились в один из центров европейской и мировой культуры, наряду с Германией, Францией, Израилем и США.
— Что нового представит в этом году сама Кармелла Цепколенко?
— Впервые на фестивале будет исполнено мое произведение — «Саморефлексии, 1, 2» для фортепиано и магнитофонной ленты, в исполнении прекрасной пианистки Татьяны Кравченко, и, хотя это произведение написано еще в 1996 году, когда я была на стипендии в электронной студии по программе «Art links» в Нью-Йорке, на фестивале оно исполняется впервые.