Попова Гребля — тихое и спокойное село Винницкой области, которое спряталось в роскоши дикой природы аж на границе с Одесчиной. Сюда не ходят рейсовые автобусы и не приезжают сотни туристов, — а зря, потому что на праздник Маланки и Василя Попова Гребля взрывается шумным, ярким театрализующим действом. Даже в советские времена, несмотря на все осуждения или запреты, жители села организовывали своеобразный карнавал. Как говорят местные, «цыгане» в селе ходили всегда — и при Сталине, и при Брежневе, несмотря на то, что их разгоняли вооруженные партактивисты и милиционеры.
Традиция наряжаться в архаичные меховые маски, ходить по улицам, дебоширить и петь щедривки жива в Поповой Гребле до сих пор. Прячась за масками (которые до сих пор изготовляют в селе по собственным секретам), переодетые изо всех сил пытаются привлечь к себе внимание своими экспрессивными действиями и актерской игрой. Зрители, которые съезжаются в Попову Греблю, становятся активными участниками действа, покоряясь магии безумного языческого праздника. Кульминации карнавал достигает тогда, когда все участники собираются в центре села, на самой большой поляне, и начинаются ритуальные бои. Правда, происходят они в пределах определенных игровых правил. Такие игры-поединки по сей день для местных олицетворяют борьбу добрых и злых сил, зимы и лета, холода и солнца.
«ТАКИХ КОСТЮМОВ, КАК В ПОПОВОЙ ГРЕБЛЕ, БОЛЬШЕ НИГДЕ НА ВИННИЧЧИНЕ НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ»
Первое, на что обращаешь внимание, когда попадаешь на «цыганский» карнавал, — это ужасающие архаичные маски, которые надевают ряженые. Они передаются из поколения в поколение и считаются символом богатства и достатка. Характерной особенностью меховых масок являются отверстия для глаз и рта, которые обшиты красной тканью, чтобы не сглазили. Не менее оригинальные головные уборы. Как объясняет начальник отдела эколого-просветительской работы Национального природного парка «Кармелюково Подолье» Людмила СТОРОЖЕНКО, чем шире шляпа, тем больше полномочий имеет ее обладатель в «цыганской семье».
«Таких костюмов, как в Поповой Гребле, больше нигде на Винниччине или даже на Подолье не используют. Отдельным его элементам уже очень много лет. Люди передают их испокон веков своим детям, внукам. Они их реставрируют, — рассказывает Людмила Стороженко. — Традиционно кожухи выворачивают шерстью наверх, а на плечах вставляют как бы горбы. Каждая улица — это «цыганская семья», которая имеет свои особенные элементы одежды, чтобы выделяться. Но все «цыгане» на голову надевают шляпы, которые украшены бумажными, восковыми, капроновыми цветами, елочным дождиком и обязательно петушиным или фазаньим пером. Последний из перечисленных элементов декора, очевидно, самый древний и ритуально значимый. Хотя каждый элемент, каждый декор имеет свое значение. Люди ничего нового не добавляют, берегут то, что унаследовали, и в этом уникальность этой традиции»
К реквизиту «цыган» относитсяи «файда» — это своеобразный кнут с толстой деревянной ручкой, крепким канчуком с «билом». «Цыгане» во время действа могут бить кнутом мужчин, этот обряд несет идею плодородия и отпугивания злых духов. Но совершать его они имеют право лишь тогда, когда их лицо скрыто маской. Также к атрибутам «цыган» относят коровий рог, чтобы созывать своих «детей», палка-клюка, с которой ходит «старуха», куклы, дырявое решето и тому подобное. Но что характерно — в отличие от всех «цыган», исполнитель роли «Маланки» не прикрывает лицо маской, зато пользуется средствами народной косметики: наводит брови, густой румянец, красит губы и тому подобное. На нем женский костюм местного кроя, который подолянки не носят уже с полсотни лет, а может, и больше. Выделяется карнавальная Маланка и тем, что имеет кудель с веретеном и конопляное прядево.
«НА ВРЕМЯ ПРАЗДНИКОВ В СЕЛЕ ВОЗНИКАЕТ ПЕРИОД «ПЕРЕВЕРНУТОГО БЫТИЯ»
«Цыганский» карнавал состоит из двух основных частей, которые длятся два дня: традиционного обхода села, во время которого поют песни, и ритуальных соревнований на всеобщем сходе. Начинается действо после обеда 13 января, когда переодетые парни отправляются в свой праздничный обход. Около первого дома происходит символическое посвящение в «цыгане» — так называемый пропуск. Став друг против друга, «старик» и «старуха» соединяются палками-»клюками», образовывая что-то наподобие ворот, через них по очереди перепрыгивают все «сынки», получая при этом от своих «родителей» дары «файдами» по горбу. Такая же церемония («отпуск») проходит и на второй день, когда праздник заканчивается.
«Во многих местностях Украины во время процессий с «Маланкой» парни в масках исполняли традиционные новогодние песни и поздравления. Однако в Поповой Гребле до наших дней сохранился несколько другой порядок щедрования, — приобщается к разговору ведущий специалист по рекреации НПП «Кармелюково Подилье» Лилия СОШНИКОВА. — Активно действует не только парень, но и все мужское сообщество села. И на время праздников в селе возникает период «перевернутого бытия» — как бы состояние войны между этими двумя группами. Выглядит это так, что «цыгане» гонят поперед собой группу мужчин-щедровальщиков, словно овцеводы отару. Кто замешкался или проявил неповиновение, получает удар «файдой». Певческая группа мужчин более многочисленна, чем семья «цыган», но последние «вооружены». Хотя бывает, что в суматохе возникают поединки, особенно когда ряженые входят или выходят со двора, у ворот. «Цыгане» имеют свою тактику обороны — держатся тройками, услышав условный крик «шулима», все сразу бросаются обороняться».
В целом, новогодний обход — это ряд испытаний холостяцкой силы, ловкости и выносливости перед опытными «экзаменаторами». Они не только соревнуются между собой, но и получают задания от хозяев. Он может затребовать от «цыгана» выполнение желания за отдельную плату — может предложить вылезти на высокое дерево или столб, сплясать «зайчика», спеть древнюю щедривку. К слову, Попова Гребля — это клондайк для фольклористов, потому что такого количества обрядовых песен уже нереально отыскать по подольским селам и не только.
«УВИДЕТЬ ЭТОТ НЕВЕРОЯТНЫЙ КАРНАВАЛ ПОДОЛЬСКИХ «ЦЫГАН» ДОЛЖЕН КАЖДЫЙ, КТО ЦЕНИТ СВОЕ»
«Цыганский» карнавал в Поповой Гребле продолжается 14 января, на Василя. После несколькочасового отдыха «цыгане» группами по два-три человека ходят засевать. С разных концов села слышатся их крики: «Го, го, го». Поздравляя прохожиш, они поднимают их — «гуракают», потом засевают, но за это следует заплатить, потому что «цыгане» могут рассердиться. Днем проходит кульминация действа — ритуальные бои. В центр села, на перекресток дорог — место, которое с дохристианских времен среди местных считается сакральным, сходятся семьи «цыган». По традиции, силами меряются по три представителя от каждой карнавальной группы. Самый сильный «цыган» завоевывает победу для своей улицы, а это значит, что в течение всего года именно ее жители будут главными в селе. Люди берегут свою традицию уже десятилетиями, а организаторы фестиваля надеются, что он заинтересует туристов и они начнут приезжать в Попову Греблю, чтобы увидеть такое колоритное развлечение.
«Аутентичные ритуальные обряды Попова Греблю — это ценный памятник истории. Ввиду экологической уязвимости обрядов под натиском урбанизации, Национальный природный парк «Кармелюково Подолье» совместно с громадой села уже несколько лет подряд проводит этнофестиваль «Веселая Маланка». Программа действа состоит из праздничной ярмарки, на которой представлены сувениры, товары бытового назначения, продукты питания, напитки, проводится лотерея, концерт при участии народных коллективов. Свои самобытные традиции демонстрируют и жители села. Ряженые встречают гостей, веселят их, угощают и развлекают, — резюмирует Лиля Сошникова. — Нигде из соседних подольских сел этот праздник так выразительно и целостно не сохранил свои старобытные, обрядово-игровые формы, как в Поповой Гребле. С годами жители не только сохранили древние традиции, но и творчески их переосмыслили и предали новое звучание архаичным явлениям. Увидеть этот невероятный карнавал подольский «цыган» должен каждый, кто ценит свое-родное. Так что приезжайте к нам на этнофестиваль «Веселая Маланка». Попова Гребля уже «как в веночке» ждет туристов. Ждет именно вас».