В нашем кино есть знаковые картины, являющиеся гордостью украинского кинематографа. Одна из них — «Белая птица с черной отметиной», которая входит в десятку самых известных фильмов мира. Она создана на Киевской киностудии им. А. Довженко в 1970-м году. «Белая птица...» принесла не только славу и успех ее создателям (режиссеру Юрию Ильенко, оператору Вилену Калюте, исполнителям главных ролей Богдану Ступке, Ивану Миколайчуку, Ларисе Кадочниковой), но и потребовала немало сил и нервов, чтобы они смогли увидеть свое кинодетище на экране. Например, решение о запрете ленты, как идеологически вредной, было принято на 24 съезде КП Украины, а в советское время это означало фактически творческую смерть для ее авторов. Спасло лишь то, что «Белая птица...» получила золотую медаль на Московском международном кинофестивале. С тех пор прошло 35 лет. О юбилее звездной картины фактически забыли киночиновники. Хотя могли бы как-то отметить его создателей, сказать добрые слова в их адрес или показать легендарную ленту по телевидению.
Как рождался фильм, где и как проходили съемки, как ее создателям удалось обойти цензурные препоны — обо всем этом вспоминают создатели картины.
«АКТЕР, ИСПОЛНИВШИЙ РОЛЬ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО, НЕ МОЖЕТ ИГРАТЬ БАНДЕРОВЦА»
— У этой картины длинная и очень непростая судьба, — вспоминает режиссер Юрий Герасимович Ильенко. — Даже не верится, что 35 лет прошло с тех пор, как впервые «Белая птица...» вышла не экран. О юбилее мне напомнили коллеги из Западной Украины. На прошлой неделе я вернулся с фестиваля фильмов, снятых в Карпатах («Тени забытых предков» Параджанова, «Каменный крест» Осыки и других). В рамках феста провели специальный показ «Белой птицы...», и несмотря на то, что лента снята более трех десятилетий назад, ее очень тепло принимали зрители разных возрастов. Ведь в этой картине мы с моим соавтором сценария Иваном Миколайчуком впервые в советском кино рассказывали о судьбе героя УПА — теме опасной и запретной в те годы. Более того, в фильме главный герой не коммунист, а бандеровец. Поэтому нам с Иваном еще на стадии утверждений сценария пришлось несладко, но то оказались «цветочки». Цензорам не удалось уничтожить наш сценарий, и борьба за фильм продолжилась на съемочной площадке. Я иногда себя ощущал гроссмейстером, играющим одновременно на 40 досках.
Представьте, нам не утвердили ни одного отобранного актера! Миколайчуку запретили играть роль Ореста, а ведь мы писали этот образ именно на него. Формулировка отказа была иезуитской и в духе тогдашних идеологических чиновников: «Актер, сыгравший Тараса Шевченко, не может играть бандеровца». Чтобы спасти наш кинопроект Иван совершил актерский подвиг, отказавшись от роли Ореста и сыграв роль его брата Петра (большевика). А то, чтобы главную роль в «Белой птице...» сыграл именно Богдан Ступка, мне подсказал Леонид Осыка. У него был просто феноменальный глаз, чтобы разглядеть талант. Кстати, Миколайчука Леня тоже открыл, пригласив Ивана сыграть в своем дипломном фильме. Так вот: Ступку в ту пору никто из киночиновников, «опекавших» нашу картину, не знал. Богдан работал во Львовском театре им. М. Заньковецкой и в кино ни разу не снимался. Вначале он пробовался на эпизод. Сыграл очень убедительно. Актер сумел в нескольких словах передать патетику повстанца, его напыщенность и браваду, а в колючих его глазах была такая убежденность в своей правде и вызов недругам! В крошечном кусочке Ступка продемонстрировал несколько психологических планов, и тот эпизод убедил меня, что с ролью Ореста Звонаря актер справится. И я не ошибся. После кинодебюта в моей картине Богдан Ступка стал суперпопулярным актером...
Вы знаете, весь период съемок «Белая птица...» находилась под угрозой закрытия. Меня заставляли убирать, переделывать и переснимать сцены, но когда я начинал злиться, то Иван мудро замечал, что «каждая переделка идет только на пользу фильму, и мы так отшлифуем каждый кадр, что цензорам не к чему будет придраться.
Натурные съемки проходили на Буковине. Из-за сильных дождей началось наводнение, а в ту пору в Одессе «завелась» холера. В нашей киноэкспедиции неожиданно заболел расстройством желудка художник Толя Мамонтов, и, боясь заразиться, цензоры улетели в Киев. Болезнь Толи оказалась не холерой, но под маркой карантина и разлива горных рек мы быстренько досняли все натурные эпизоды без соглядатаев.
А когда цензоры опомнились, то картина была уже готова. Первый кинопоказ прошел во Дворце «Украина» перед депутатами 24 съезда КПУ. Зал был заполнен лишь наполовину. Вдруг показ прерывают на 40 минут (по официальной версии сломался кинопроектор), сеанс закончился заполночь. Досмотрели его лишь самые стойкие депутаты. А на следующий день первый секретарь Ивано-Франковского обкома Виктор Добрик назвал «Белую птицу...» вредной картиной, и ее запретили как пропагандирующую национализм и религию. Сегодня молодежь даже не может представить, что означал тот вердикт: творческую смерть, ссылку в Мордовию. Фильм спас тогдашний первый секретарь ЦК Украины П. Шелест. О том, что картина очень хорошая, Петру Ефимовичу сказал его сын Виталий — ученый- физик, который видел «Белую птицу...» на закрытом просмотре. Шелест собрал заседание политбюро и дал поручение сделать экспертизу ленте специалистам (критикам, историкам, партийным работникам). Крамолы в картине не нашли, и «Белую птицу...» послали на Московский международный фестиваль. А там уже заранее все было расписано, но украинская «птица» смешала все планы жюри. Просмотр проходил в Кремлевском дворце съездов. Когда пошли титры, то все зрители встали и устроили 15 минутную овацию. Комне подошел Марк Донской и сказал: «Поздравляю! Гран- при — твое». Перед жюри встала сложная задача: что делать? И они пошли на беспрецедентный случай — впервые наградили золотыми медалями сразу четыре фильма, в том числе и «Белую птицу с черной отметиной». Правда, меня организаторы предупредили, что ящик будет пустой (они пришлют приз позднее, т. к. не были готовы к такому решению жюри), и чтобы я не вздумал открывать его на сцене. В волнении я позабыл о предупреждении, рванул крышку, но только ногти сломал — ящик оказался крепко заколоченным гвоздями. На память о том событии я храню диплом, а золотую медаль действительно прислали позднее, и она хранится на Киностудии им. А. Довженко...
Вы знаете, несколько лет назад мой сын, читая вновь изданный учебник «Новейшей истории Украины» вдруг говорит: «Папа, а здесь о тебе написано: Ильенко от тюрьмы спасла золотая медаль «Белой птицы»... И это действительно так: суровая правда нашей недавней истории.
«ЛЮБОВЬ В КАДРЕ У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧАЛАСЬ»
— Мне было 29 лет, — вспоминает исполнитель роли Ореста, актер Богдан Ступка. — Я жил во Львове, работал в Театре им. М. Заньковецкой. Очень хотел сниматься в кино, но все как- то не приходил случай. В Киев меня пригласил Юрий Ильенко сняться в эпизоде. Прочитал сценарий и так был восхищен Орестом, что стал мечтать об этой роли. Пробы, на мой взгляд, получились ужасными. В огромном павильоне Киностудии им. А. Довженко были сделаны плоты, и я, не понимая киношной специфики, стал кричать на всю мощь: «Це мої гори!». Вдруг вижу Костя Петровича Степанкова, который снимался в соседнем павильоне у Лени Осыки. Популярный киноактер стал мне подсказывать: «Спокойнее говори, сынок...». Я вернулся во Львов. Вторым режиссером картины был Илья Милютенко. Где-то в январе он позвонил и сообщил, что меня утвердили на центральную роль Ореста Звонаря. Я испугался: справлюсь ли, ведь я никогда не играл в кино, — но Милютенко сказал, что все получится. От этих слов я бегал по Львову, как ошпаренный, не веря своему счастью.
Потом я узнал, что в ЦК партии проверяли: кто будет играть главную роль. Миколайчуку запретили (он такой положительный актер, с голубыми глазами). Такой человек, по их мнению, не может быть врагом советской власти. А увидев мои карие, колючие глаза сказали: «Пусть этот актер играет». Боже, как я благодарен тем партийцам, что меня утвердили... Тема УПА Ильенко и Миколайчуком поднималась впервые в советском кинематографе.
Припоминаю, как проходили натурные съемки на Буковине в Черновицкой области, Вижницком районе, в с. Чертория и других места дивной красоты. Я жил возле Черемоша. Моим соседом был Василий Симчич (актер знаком зрителям по фильму «Захар Беркут»). Славный он был человек — серб по национальности, проживший непростую судьбу. Его трижды приговаривали к расстрелу (немцы, венгры, коммунисты), а он выжил. Он меня очень поддерживал, учил, что неприятности закаляют мужчину...
В картине «лав-стори» я играл с Ларисой Кадочниковой (Дана). Снимали мы этот эпизод в пещере. То был стриптиз по-советски. Я раздет до пояса, а Ларису одели в длинную белую сорочку до пят. Поставили камеру, и Ильенко говорит: «Играйте любовь». А у меня ничего не получается. Набежала масса народа, режиссер (Ильенко — муж Кадочниковой) — ну как тут любить? Юра объявил перерыв. Лариса мне предложила выпить немного коньяка, чтобы согреться и снять напряжение. А я боюсь, что тогда язык будет заплетаться, но по глотку мы все же выпили. Поговорили, как лучше сыграть эпизод, и все получилось... Сегодня наша сексуальная сцена в «Белой птице...» — «детский лепет на лужайке» по сравнению с тем, как теперь снимают про любовь .
Кстати, сплав на плотах мы снимали без каскадеров. На первом плоту шли настоящие плотогоны. Их одевали в такие же, как и у нас, актеров, костюмы. А мы были на втором плоту, и именно там стояла камера. Спину снимали плотогонов, а крупным планом нас. Однажды меня чуть не прибило бревнами. Подводный камень зацепил весло, и я ударил Ивана. Он мне кричит: «Чому ти б’єшся?». А весло просто вырвало из рук. Миколайчук так выразительно на меня глянул! Это было не по сценарию, но сцена вошла в фильм. Кстати, после съемок он спрашивал: где я научился так биться: в Театральной студии при Театре им. М. Заньковецкой? Во втором дубле мне нужно было тащить оружие с плота и быстро выпрыгнуть на берег. На ноги мы одевали шипы, но я оступился и упал, а на меня летит следующий плот. Еле вырвался, а то поломал бы руки и ноги или вообще мог бы погибнуть. Жуткий был момент, но эта страшная сцена в ленту не вошла. На следующий день мы с Иваном перебарывали свой страх, чтобы вновь стать на плоты...
Миколайчук мне очень помогал. Он играл роль старшего брата семьи Звонарей. Мы общались с ним не только во время съемок, но и после них. Покупали вино, и Иван, словно Нострадамус, всю судьбу мне предсказал. Он сказал, что после этого фильма я начну много сниматься, что стану популярным не только в СССР, но и за рубежом... Иван никогда мне не показывал, что ревнует к роли Ореста. Во имя картины он отказался от своих актерских амбиций. Мы очень подружились с Иваном. Вместе ездили на премьеру в Москву и радовались, что фильм тепло приняли зрители. Кстати, благодаря «протеже» — Петру Ефимовичу Шелесту, картину не положили на полку. Я вспоминаю обсуждение после кинопоказа на студии им. А. Довженко. Фильм посмотрело все политбюро. Много нелестного было сказано о вредности картины. И вдруг встает Петр Ефимович и говорит: «Я вырос в селе, и у нас поп был самый грамотный человек. Я не знаю, где вы бегали, а я лично в детстве бегал за попом». Так что Шелест, можно сказать, стал «крестным отцом» нашего фильма.
«ОБРАЗ ДАНЫ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ТОГО, ЧТО Я ИГРАЛА РАНЕЕ»
— Спасибо, что напомнили про юбилей картины, — сказала исполнительница роли Даны, актриса Лариса Кадочникова. — Я считаю, что «Белая птица с черной отметиной» — лучший фильм Юрия Ильенко. Сценарий рождался долго. Миколайчук приходил к нам домой, и они с Юрием писали о большой семье Звонарей, которых разделила война (в ту пору Кадочникова была супругой Ильенко — Т. П. ). Когда в их сценарии появилась Дана, то я поняла, что эту роль предложат сыграть мне. Образ Даны отличается от того, что я играла ранее. Она своенравная, порой жестокая девушка с очень сильным характером, но в ней есть чистота, нежность и огромное желание любить. Дана — дочь священника, и мне нужно было найти такие актерские краски, чтобы моя героиня была убедительной, живой, а не кукольной особой. Художник по костюмам Байкова придумала для Даны несколько нарядов. Вначале она появляется, как бабочка, в желтом, в розовом, затем в черном, а в финале, как настоящая буковинка, набрасывает на себя народный платок. Мне кажется, что сцена прощания Ореста и Даны снята потрясающе оператором Виленом Калютой: на крупных планах героев, почти без слов...
Успеху картины способствовал очень точный подбор актеров. «Белая птица...» — ансамблевая картина. Несмотря на прессинг, сложности, я с огромной теплотой вспоминаю работу над фильмом. Потряс Богдан Ступка (Орест). Несмотря на то, что он впервые снимался, кинонауку актер схватывал на лету. Он потрясающий партнер. Работать на одной съемочной площадке с такими прекрасными актерами, как Иван Миколайчук, Леонид Бакштаев, Кость Степанков — огромная радость. Например, роль Хиври — сельской блудницы — блестяще сыграла Джемма Фирсова. Хотя до этой актрисы пробовались многие претендентки. Вначале задумывалось, что Хиврю сыграет Маричка (жена Ивана Миколайчука), но в ней была ангельская красота, а по роли требовалось передать стервозность сельской красавицы, и это вполне удалось сыграть Фирсовой. Хорошо справился с ролью Георгия Миша Ильенко. В фильме поднимается сложная тема: война принесла раздор в семью, в которой братья оказываются по разные стороны «баррикад». А для матери (Наталья Наум) все сыновья — родные кровиночки. Наум прекрасно сыграла возрастную и психологическую роль матери Звонарей...
Проходит время, многое забывается, но есть в нашем кинематографе некие вехи — золотой фонд. «Белая птица с черной отметиной» — наша национальная гордость, и об этом надо помнить. Странно, что юбилей ленты не отмечен. От вас я узнала о «дате». А ведь за 35 лет со дня выхода картины на экран выросло несколько поколений людей, и я уверена, что для молодых зрителей, посмотревших сейчас «Белую птицу...», фильм стал бы откровением... Но я в душе оптимистка и надеюсь, что вскоре украинское кино проснется от летаргического сна. Впереди нас ждет взлет национального кинематографа.
СПРАВКА «Дня»
«Белая птица с черной отметиной»
Режиссер: Юрий Ильенко
Сценаристы: Юрий Ильенко, Иван Миколайчук
Оператор: Вилен Калюта
Художник: Анатолий Мамонтов
Звукорежиссер: Леонид Вачи
Актеры: Лариса Кадочникова, Иван Миколайчук, Богдан Ступка, Юрий Миколайчук, Василий Симчич, Наталья Наум, Джемма Фирсова, Александр Плотников, Олег Полствин, Михаил Ильенко, Леонид Бакштаев, Владимир Шакало, Николай Олийнык, Константин Степанков
Киностудия: Киностудия художественных фильмов им. А. Довженко
Год: 1970
Награды: 1971 — Золотая медаль — МКФ в Москве; 1972 — Отборочная премия «Серебряные сирены» — МКФ в Сорренто (Италия).
Формат: цветной Рассказ об истории буковинского селянства на примере судьбы одной семьи — Звонарей. Освещение многих проблем, поднятых в фильме, подается через призму народных легенд и традиционных мотивов украинского фольклора.