Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Картины и... утюг

Виннитчанин Александр Пелешко возродил технику восковой живописи, которую перестали использовать в XIV веке
26 февраля, 2016 - 12:22
ВИННИТЧАНИН АЛЕКСАНДР ПЕЛЕШКО, ЗАПАТЕНТОВАВШИЙ СВОЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ МЕТОД НАПИСАНИЯ КАРТИН, ВХОДИТ В ТОР-5 КРЕАТИВНЫХ УКРАИНСКИХ МАСТЕРОВ / ФОТО ИЗ АРХИВА АЛЕКСАНДРА ПЕЛЕШКО

Этот метод перестали использовать в XIV в., а сейчас он возрождается. Вместо привычной палитры художник использует деревянную доску, электрический утюг и десяток восковых карандашей. Мастер экспериментирует,  работает над совершенствованием авторской техники, которая совмещает нанесение разноцветного раствора с гравюрой.

— Восковой живописью или энкаустикой увлекся еще в 2012 году. Это, кстати, первая живописная техника в истории человечества, которая берет свое начало еще в Древнем Египте. Тогда не было масляных или темперных красок — только воск, который растапливали, добавлялись минералы для цвета и писали на камне, полотне, дереве. У нас первые иконы также были написаны восковыми красками. Но с изобретением в XIV веке масляных красок эту технику призабыли, — рассказывает Александр ПЕЛЕШКО. — Техника сложная, требует значительных усилий и времени. Я немного модернизировал этот метод. Чтобы не плавить воск лопаткой, использую обычный утюг. Он помогает растопить восковые карандаши и создать изображение, будто в 3D-формате. Сначала наношу краску на раскаленный утюг, а затем на бумагу.

Главное преимущество такой работы — рельефность. Такие картины можно почувствовать на ощупь, погладить каждую веточку, цветок, образ. Но есть в творческом  багаже мастера не менее впечатляющие роботы, которые винницкие искусствоведы называют между собой «живописными вытынанками». Это полотна, написанные в авторской технике, — сграфитографии. Сграфито — это самая древняя техника, которая выполняется на огромных площадях, путем нанесения разноцветного раствора, а гратография — вид гравюры. Художник соединил эти две техники в миниатюре и изобрел авторский жанр.

— Когда я занимался оформлением Ямпольского краеведческого музея, в зале национально-освободительной борьбы нужно было создать экспозицию штурма Ямпольской крепости. Долго к этому подходил и думал, как бы ее воспроизвести. Стены были зеленого цвета, окрашенные поверх водоэмульсионной краской. Я нацарапал изображение прямо на экспозиционной стене. Это было похоже на гравюру, — вспоминает мастер. — Обучаясь во Львовском полиграфическом институте им. Федорова начал работать в этой технике, наносил слоями водоэмульсионную краску, гуашь и иглой гравировал. Сложно было найти рецептуру. После многочисленных попыток начали получаться интересные работы. Это единственные картины, которые я не продаю.

Александр Петрович свыше 20 лет преподавал живопись в Ямпольской общеобразовательной школе. В настоящее время работает в Винницком колледже архитектуры и строительства. Является активным участником плэнеров скульпторов-каменотесов. Его скульптуры представлены в историко-культурном заповеднике «Буша», в городе Сороки, а иллюстрации украшают детские книжки. В творческом багаже мастера несколько сотен работ, выполненных в разных техниках. Они хранятся в частных коллекциях по всему миру. Александр Пелешко — член Союза народных мастеров Украины, неоднократный участник областных, всеукраинских выставок, призер международных конкурсов, а для меня — просто учитель.

Олеся ШУТКЕВИЧ, Винница
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ