Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Каждая музыка находит своего слушателя. Даже через полвека

Международный фестиваль «Киев Музик Фест-99» отпраздновал 10-летний юбилей
19 октября, 1999 - 00:00

То, что нынешний «Фест» выполнял в некотором смысле суммирующую и синтезирующую функцию, не ощутить было невозможно: рекордное количество концертов — двадцать восемь за восемь дней, их жанровое и стилистическое разнообразие говорят сами за себя. Впрочем, «Киев Музик Фест» никогда не отличался герметичностью, хотя в центре внимания его организаторов всегда был украинский и мировой авангард. На нынешнем «Фесте» мирно уживались литургические песнопения и джаз, популярная музыка для духовного оркестра и требующий особого вслушивания звуковой мир Валентина Сильвестрова.

Киевлянам уже знаком Черниговский камерный хор им. Дмитрия Бортнянского, на этот раз привезший в столицу как часть своей старой программы (хорошую музыку надо исполнять как можно чаще), так и не забыв обогатить свой репертуар новыми сочинениями. Камерный оркестр Ровенской областной филармонии приехал на «Фест» впервые, и показал себя как вполне конкурентоспособный коллектив в плане интерпретации современной музыки. Весьма неплох, хотя и небезупречен львовский хор «Gloria». Как всегда приятна встреча с такими прекрасными музыкантами как Аремен Марджанян (скрипка) и Мария Чайковская (виолончель), приехавшими на «Фест» уже во второй раз. Не разочаровали и гости из далекого зарубежья — Вероник Лякруа (Канада), Ирмила Босслер и Бернхард Кастнер (Германия). Дармштадтский хор был более интересен в «Фаусте» Роберта Шумана, чем в сольной программе. В целом гостей было не очень много, и с основной программой «Киев Музик Феста» традиционно пришлось справляться столичным коллективам.

На этот раз «Киевская камерата» могла вздохнуть спокойно — как оркестр она выступала всего на трех(!) концертах, а не тащила на себе, как некогда, весь фестиваль. Увеличилась доля и симфонических концертов, и концертов хоровых, но, как всегда, значительное место на форуме занимает музыка камерная, исполняемая солистами. Нынешний «Фест» дал уникальную возможность молодым музыкантам показать себя в роли интерпретаторов современной музыки. Богдан Галасюк (гобой), дуэт Светланы Гавриковой (виолончель) и Игоря Савчука (фортепиано), Олег Вишневский (флейта), трио «Спектры» справились весьма неплохо.

Кое-кто из молодых, поставив планку выше, брался не только за свеженаписанные сочинения, но и за классику ХХ века, в частности, Виолончельную сонату и Трио Альфреда Шнитке. При интерпретации известных шедевров молодой музыкант всегда идет на риск, но в любом случае его дерзновение будет оценено. И хотя, в смысле интерпретации, дуэт Наталия Федусив (фортепиано) — Всеволод Зеленин (виолончель) и трио Роман Репка (фортепиано) — Сергей Шаповал (скрипка) — Всеволод Зеленин (виолончель) до мировых стандартов не дотягивали, отраден сам факт звучания этой музыки на фестивале — живое исполнение музыки Шнитке мы, к сожалению, слышим редко.

Еще одна интересная тенденция в современном исполнительстве, проявившаяся на «Фесте» — это взаимопроникновение и взаимосвязь композиторского творчества и исполнительства. Так, флейтист Олег Вишневский виртуозно исполнил пьесу собственного сочинения под названием «Желание мотылька», проявив при этом еще и изрядную долю артистизма. Впрочем, и играющим композиторам артистизма не занимать, и в такого рода синкретическом триединстве (композитор — исполнитель — артист) выступил на форуме со своим сочинением «Тут» Сергей Зажитько.

В качестве идеального совпадения гениальной музыки и ее прекрасной интерпретации хотелось бы отметить исполнение Людмилой Войнаровской (сопрано) и Валерием Матюхиным (фортепиано) цикла Валентина Сильвестрова «Ступени». Весьма интересен был экскурс в историю фортепианной сонаты первой половины ХХ века, сделанный Татьяной Андриевской. Небольшой по объему, он, конечно же, требовал бы дальнейшего продолжения.

Говоря об исполнителях, не нужно забывать, что слушатель приходит на концерты прежде всего ради самой музыки. На нынешнем «Фесте» среди всех музыкальных реалий лидировал отечественный авангард, хотя украинский слушатель имел возможность ознакомиться и с современной канадской музыкой, привезенной Вероник Лакруа, и с сочинениями композиторов Болгарии, Германии, Франции, России. Премьер было также немного, зато достаточно широко была представлена украинская классика ХХ века. Вот, например, ряд хоровых композиций 20—30-х годов Льва Ревуцкого, некогда не рекомендованные партией и правительством к исполнению, наконец прозвучали в несколько, правда, громогласном исполнении хора Национальной радиокомпании.

Не часто мы слышим и сочинения 70—80-х годов наших мэтров — Мирослава Скорика, Евгения Станковича, Леонида Грабовского, а что уже говорить о композиторах среднего и младшего поколения, чьи сочинения лишь единожды озвучиваются либо на «Премьерах сезона», либо на том же «Киев Музик Фесте».

Что же касается премьер, то две наиболее значительные пришлись на один концерт. «Канон покаянен» эстонского композитора, некогда одного из лидеров советского авангарда, Арво Пярта и «Месса» Мирослава Скорика, исполненные хором «Gloria», вызвали значительный резонанс среди киевских меломанов. При этом мнения публики по поводу обоих сочинений разделились. Музыка Арво Пярта, следовавшая и духу, и букве канонов церковных песнопений, с точностью и строгостью выверенная, вплоть до мельчайших деталей, пользующаяся минимум выразительных средств, и будучи при всем этом достаточно протяженной во времени, требовала иного способа восприятия, чем того, к которому слушатель, пусть даже очень искушенный, привык. Сочинение Мирослава Скорика, несмотря на заявленный в программе канонический текст, никаким канонам не следовало — ни словесным, ни музыкальным, но отличалось яркостью и эмоциональностью музыкального языка. Конечно, автор имеет право на свое видение жанра, но часть публики осталась в некотором недоумении, не услышав знакомый каждому грамотному музыканту канонический латинский текст. Возникшие после концерта обсуждения и споры истину родить не помогли, и каждый остался при своем мнении. Наверное, так и нужно, ибо каждая музыка находит в конце концов своего слушателя.

Ольга ЗОСИМ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ