Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Каждый – смертен, а в совокупности люди – вечны!»

Вчера в Киеве попрощались с актрисой Национального театра им.И. Франко Оксаной Батько-Нищук
11 октября, 2016 - 10:47
РОЛЬ МАВКИ В «ЛЕСНОЙ ПЕСНЕ» СТАЛА ЗНАКОВОЙ В ТВОРЧЕСКОЙ СУДЬБЕ АКТРИСЫ / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА ИМ. И. ФРАНКО

Однажды я застал Сергея Владимировича Данченко застывшим в созерцании электронных часов. «Какое страшное изобретение, — сказал он. — На черном табло пульсирует смерть времени вместо утверждения на циферблате его вечного движения по кругу».

Действительно, думая о смерти, как о будущем, мы забываем, что время, которое за нами, уже принадлежит ей. И только память способна с ней спорить. Порой даже побеждать ее. Правда, актерам театра повезло меньше, чем другим деятелям искусства. Созданное на сцене фиксации не подлежит. Фото-, киносъемки, самые вдохновенные воспоминания не способны передать волшебные мгновения сосуществования актера и зрителя в творении образа, в осознании личности, в разгадывании тайны таланта.

Актриса Оксана Батько свои первые роли на профессиональной сцене сыграла в КАМТМ «Сузір’ ї». О Лизе из спектакля «Покорная», Лебядкиной из «Бесов» писали: «Ее психофизика совпадает с психофизикой «блаженных» героинь Достоевского». «Гиперболизация, истеричность представляются вполне естественными».

Гениальный Данченко почувствовал в актрисе мощного внутреннего человека, спрятанный в ее душе вулкан, который способен выплескиваться привораживающей лавиной чувств. На франковской сцене в ролях: Мавка в «Лесной песне» Леси Украинки, Обезьянка в «Берегись льва» Я. Стельмаха, Ирина «Три сестры» А. Чехова, Сеня (так любя называли Оксану) поражала концентрированым проявлением господства личности над любым внешним законом.

Богдан Ступка признавался в особой партнерской приверженности к актрисе в чрезвычайно психологически напряженных спектаклях «Король Лир» В.Шекспира (роль Корделии), в «Истерии» И.Джонсона (Джессика).

Уход гениев украинского театра в Вечность вызвал начало депрессии Оксаны. Точнее, Сеня усомнилась в благоустроенности жизни. И то, что сердце ее остановилось после щемящее — трогательного вечера памяти незабвенного Боди, величественного и простого Богдана Сильвестровича, не совпадение, а красноречивый знак!

По странному, а может быть, и знаковому совпадению, последнюю роль в своей сценической жизни заслуженная артистка Украины Оксана Батько-Нищук сыграла в «Сузір’ї», в котором директором-распорядителем работает ее родная сестра Ирина Батько-Ступка.

В спектакле по пьесе О.Миколайчука-Низовца «Ассо и Пиаф» она играла Эдит Пиаф. Вместе с сестрой Симон маленький «воробышек» из беззаботной жизни талантом судьбы поднимается до вершины мук творчества. Писали: «Работа над спектаклем продолжалась почти полгода. За это время актриса стала похожей на Пиаф и почти не расставалась ни на минуту с мужем Евгением Нищуком», игравшем Раймона Ассо — «человека, который умеет разглядеть талант и любит зажигать звезды», «способен служить тому, кого он любит». «Пиаф О. Батько-Нищук неуклюже двигается, будто все время смотрит в небо», «характерный поворот головы, взлет рук иногда отражают внутренний мир персонажа ярче слов», «величие певицы в финале сыграно безупречно точно».

Если после представления случалось побыть всем исполнителям вместе, Сеня обязательно находила момент, чтобы прошептать мне на ухо: «Женю все любят!». Это не было восхвалением или завистью как часто бывает в актерских супружеских парах. Это звучало так — разве можно его не любить, разве может кто-то любить его так, как я!

Поминая Сеню в «Сузір’ї», мы слушали песню Пиаф «Я не жалею ни о чем» и вспоминали мудрость Монтеня: «Каждый человек в отдельности смертен, а в своей совокупности люди вечны»!

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ