Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Киево-византийская традиция: образ и память»

Так называется выставка, которая открывается 12 ноября во Львовском музее истории религии
12 ноября, 2020 - 09:59
СВВ. ВЛАДИМИР И ОЛЬГА. СВВ. АНТОНИЙ И ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЕ. ФРАГМЕНТ ИКОНОСТАСА ИЗ ЦЕРКВИ СВ. НИКОЛАЯ В ЗОЛОЧЕВЕ. 1911 ХУД. М. СОСЕНКО. ХОЛСТ, МАСЛО

Экспозиция создана в помещении дормитория (спальни) прежнего доминиканского монастыря XIV—XVIII веков, где в настоящее время расположен Львовский музеи истории религии.

Известный архитектор-реставратор, кандидат архитектуры, исследователь архитектуры и градостроения Галичины Роман Могитич, как и много других ученых, атрибутирует этот зал как часть дворцового комплекса князя Льва, о чем свидетельствуют как древняя традиция, так и колонны романского стиля, сохраненные здесь.

Цель выставки — показать историю Киево-византийской традиции в Галичине, которая берет свое начало от Владимирова крещения в 988 году. Ведь введение христианства в древнеруськом государстве в конце Х века было эпохальным событием в истории Украины, поворотным пунктом всего ее последующего исторического развития, которое приобщило Киевскую Русь к европейской христианской цивилизации. Духовными наследницами церкви Киевской Руси считают Украинскую греко-католическую церковь и Православную церковь Украины. На основе музейных памятников истории организаторы выставки расскажут, как формировались и сохранялись наши национальные традиции в этих двух церквях.

Об истории именно Киевской Руси рассказывают иконы известного галичского художника Модеста Сосенко, созданные в 1911 году: «Святые Константин и Елена», «Святые Антоний и Феодосий Печерские», «Святые Владимир и Ольга», «Святые Кирилл и Мефодий», нагрудные кресты древнекняжеских времен — энколпионы, а также портрет князя Льва Даниловича. Стоит заметить, что именно галичские князья Лев Данилович и его преемник Юрий I Львович сохранили отдельность украинской церкви.

РАСПЯТИЕ. БАРЕЛЬЕФ ДВУСТОРОННИЙ. НАЧАЛО ХХ В. ЛИПА, РЕЗЬБА

 

О периоде XVI—XVIII вв., когда состоялись, с одной стороны, возрождение православной церкви, которое связано с деятельностью Львовского Успенского братства, а с другой — образование греко-католической церкви, которая возникла вследствие подписания Берестейской церковной унии, рассказывают портреты знаменитых деятелей того времени («Князь Константин Острожский», «Петр Могила», «Гедеон Балабан»), старопечатные книги украинских типографий. Особый интерес представляют карта «Украина, или казацкая земля» 1712 года, «Портрет-прославление митрополита Атанасия Шептицкого» 1729 года и другие.

Наибольшее внимание в экспозиции уделено периоду XIX—XX веков. Затронут вопрос роли религии и церкви в контексте формирования украинского национального сознания и национальной идеи. Комплекс материалов рассказывает о «эпохе митрополита Андрея Шептицкого». На обзор представлены личные вещи Митрополита: омофор, серебряный подсвечник с его гербом, антиминс, который изготовил для Андрея Шептицкого художник Юлиан Макаревич в 1901 году. (Презентуют и вышитый антиминс именно за образцом этого антиминса. Его изготовили в подполье, когда УГКЦ продолжала свою деятельность в «катакомбах».) Это было сложное время общественных преобразований, украинского национального утверждения, двух мировых войн. Рассказывается о преследовании церкви советским режимом, о ее возрождении и развитии в Независимой Украине.

Посетитель ознакомится с архивными документами прихода села Волкова Пустомытовского района Львовской области: метриками смерти бойцов УПА и самого села, где сделана запись о том, что арестован приходской священник; увидит коллекцию печатей греко-католических приходов. Невозможно не обратить внимание на книгу «Апостол», которая напечатана во Львове, в типографии Михаила Слезки в 1639 году. Во время Первой мировой войны она была прострелена пулей навылет.

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII ВЕКА. ДЕРЕВО, МАСЛО, ЗОЛОЧЕНИЕ

 

Дополняют выставку памятники сакрального искусства. Это — иконы XVII—XX веков: «Святой Илья Пророк», «Пиета» Владимира Овсийчука, «Богородица Одигитрия», «Зачатие Святой Анны», старообрядческая икона «Собор Киево-Печерских святых».

Центральным символом экспозиции является двусторонний феретрон «Непорочное зачатие Богородицы», а на обороте — «Святой Андрей». Эта икона создана для храма Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Верхний Дорожив Дрогобычского района, в 1777 году. Надписи выполнены латынью и кириллицей.

Любознательных ожидают истории о прецессионных крестах: один — из села Великополе, Яворовского района, что вблизи села Страдч, «Святые Ольга, святой Владимир, благословите Украину в борьбе» (988—1918—1938), другой — конца XVII — начала XVIII веков (поступил из ЛИМ). На лицевой стороне — распятие Иисуса Христа, а на обороте — символическое изображение смерти с клепсидрой в руках, как символом быстротечности земной жизни.

Кураторы выставки — Надежда Полянская, заместитель директора и Наталья Матлашенко, заведующая отделом музея.

Елена МАЛЮГА, научный сотрудник ЛМИР. Иллюстрации предоставлены музеем
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ