Два десятилетия творческая судьба Константина Арсеньевича Симеонова была тесно связана с украинским музыкальным искусством, и во многом благодаря легендарному маэстро Киевская опера вышла на международную арену. Воспитанник Придворной певческой капеллы и Ленинградской консерватории, Константин Симеонов принес в послевоенную Украину мощный потенциал русской дирижерской школы. Он был дирижером Государственного симфонического оркестра УССР, главным дирижером и художественным руководителем Киевского театра оперы и балета им. Тараса Шевченко (ныне Национальная опера Украины). Маэстро воспитал целое поколение украинской интеллигенции. Он исполнил и записал в фонды Украинского радио произведения национальной симфонической музыки, в частности, первым исполнил сочинения Б. Лятошинского, г. Майбороды, Г. Таранова, А. Штогаренко. Кстати, Государственные гимны СССР и УССР, звучавшие в эфире ежедневно, тоже исполнял оркестр под управлением Симеонова...
Пройдя дорогами войны и чудом выжив в немецком концлагере, Константин Арсеньевич в 1945 году оказался в Киеве. Сюда после эвакуации переехала семья — жена и двое дочерей.
— Солдатик, вырвавшийся из плена, без наград, считавшийся без вести пропавшим, несколько дней не отходил от фортепиано, истосковавшись по музыке, — рассказывает Наталья СИМЕОНОВА, дочь дирижера, кандидат медицинских наук, доцент кафедры Киевского медицинского института им. А. Богомольца. — Тогда в Киевском театре оперы и балета главным дирижером работал Николай Васильевич Смолич. По просьбе мамы на репетиции предложил отцу продирижировать одну из сцен «Пиковой дамы». Перепрыгнув через барьер, отделявший оркестровую яму, изможденный Симеонов преобразился. Его внутренний творческий огонь хлынул с вулканической силой, и сцена прозвучала блестяще. Оркестр, выражая свое восхищение, восторженно аплодировал. «С сегодняшнего дня вы у нас работаете», — сказал Смолич, обняв дирижера...
Так начались 20 лучших творческих лет Константина Симеонова, которые он посвятил творческой жизни Украины. Работа в Государственном симфоническом оркестре УССР вместе с такими «звездами музыки», как Натан Рахлин, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, которые очень любили играть с киевским оркестром. А в Оперном театре маэстро осуществил множество постановок, среди которых было «звездное трио» Симеонова — «Пиковая дама» Чайковского, «Хованщина» Мусоргского, «Катерина Измайлова» Шостаковича. Кстати, после премьеры «Измайловой» 24 марта 1965 года автор — Дмитрий Шостакович, — присутствовавший на спектакле, сказал, что это лучшая интерпретация его сочинения!
— Страстность, романтичность, масштабность дарования Константина Симеонова нашли свое максимальное воплощение в таком сложном, многоголосном инструменте, как театр, из которого он всего за пять лет сумел сделать инструмент, созвучный только ему: умеющий обостренно выражать, убедительно и правдиво передавать тончайшие психологические состояния, глубокие страсти человеческой души. Он магически влиял на оркестр, не заставляя его работать, а словно приглашая принять участие в творчестве. Ощущалось огромное удовольствие в игре музыкантов. Это была не работа. Это было созидание, — вспоминает главный хормейстер Национальной оперы Украины Лев ВЕНЕДИКТОВ.
— Я впервые поняла, для чего нужен дирижер, когда встретилась с Константином Арсеньевичем Симеоновым. Это было в 1964 году, — признается оперная певица Елена ОБРАЗЦОВА. — Большой театр готовился к поездке в Италию, в театр Ла Скала, и Симеонов был приглашен в качестве дирижера спектакля «Пиковая дама». Тогда я была еще совсем молодая, не обремененная ни знаниями, ни званиями девчонка. Я сразу почувствовала, что в мою жизнь вошел большой художник. Симеонов заставлял музыкантов петь и играть, как он хотел, не навязывая при этом свою волю словами. Позже я ощутила такую же колоссальную волю у Караяна. Каждый раз это была магия, когда ты не знаешь, как поешь, вся во власти говорящих, завораживающих рук...
— Я причисляю Симеонова к ряду самых выдающихся дирижеров современности, — сказал прославленный дирижер, художественный руководитель Мариинского театра Валерий ГЕРГИЕВ. — Это был феноменальный мастер, сохранивший связь с традицией, имевший свой почерк. Все, кто имел счастье знать этого большого музыканта, испытывали одинаково глубокие чувства уважения, преклонения перед крупнейшим мастером...
Следует напомнить читателям, что историческая опера стала областью высших художественных достижений Константина Арсеньевича («Богдан Хмельницкий» Данькевича, «Хованщина» Мусоргского). Он умел по-новому услышать и классическое сочинение, казавшееся хрестоматийным. Симеонов говорил: «Все можно сказать посредством классики. Она обязательно раздражает кого-то в разные времена. И каждое время слышит ее по-своему. Что делает оперу современной? Интонация времени... Приступаем к «Хованщине». По-моему, самое время. Народ-то забыли... Вот во имя народа все и надо делать»... В его понимании народ — это личность, осененная нравственным началом, идеей самосовершенствования и самосохранения. Художник раньше других чувствует повышение и понижение температуры общества, симптомы надвигающихся перемен, интуитивно оценивает их значение. Сострадать, печалиться и переживать «окаянные дни» вместе со своим народом Константин Арсеньевич считал своим гражданским долгом: «Война — это проверка долга — гражданственности, обязанности перед своей страной».
Эта гражданственность диктовала Симеонову выбор произведений, отражающих проблемы и конфликты гражданского общества. Его миссией было воспитание слушателя. Патриотическая тематика была близка маэстро. Он говорил: «Современные зрители должны додумать вечный вопрос истории: кто виноват в том, что народ еще не достиг блаженного берега». Симеонов видел все противоречия и перегибы идеологии своего времени. Свою гражданскую позицию он выражал средствами музыки, выбором репертуара, и этим вовлекал слушателей в анализ общественных проблем. Он поддерживал позитивные явления общественной жизни (как он их понимал) и протестовал против негативных (тоже в его понимании). Народный артист СССР, лауреат Шевченковской премии в области искусства, участник Второй мировой войны, независимый человек, — Константин Симеонов был пламенным патриотом своего Отечества...
Константин Арсеньевич ушел из жизни 3 января 1987 года, под православное Рождество... Сейчас нам очень не хватает таких мастеров, как Симеонов.