Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кино, дающее надежду

5 сентября, 1996 - 19:04

Несколько месяцев назад, впервые за 16 лет, которые прошли со времени установления дипломатических отношений между Украиной и Израилем, в Израиле прошли Дни культуры Украины. Судя по количеству зрителей, посетивших концерты и другие мероприятия этих Дней, и по многочисленным отзывам в СМИ, прошли мероприятия очень успешно. А с 8 по 12 сентября будут проходить Дни культуры Израиля в Украине.

Их инициатором выступила депутат кнессета Лия Шемтов. Она и министр туризма Израиля Ицхак Аранович будут представлять на этих Днях официальную делегацию. В творческий десант войдут: ведущий Алексей Штукин, певцы — Анна Резникова, Игорь Табель, Наталья Воронова и многие другие, имена которых помнит украинский зритель. А с ансамблем «Голос моря», которым руководит Сарит Бухник Тики, наш зритель встретится впервые.

Открытие Дней культуры состоится 7 сентября в Большом зале Национальной музыкальной академии имени Чайковского, но концерты пройдут не только в Киеве, но и в других городах.

А в рамках этих Дней по инициативе Посольства Израиля в Украине в старейшем киевском кинотеатре «Жовтень» с 9 по 12 сентября пройдет Фестиваль израильского кино. В его программе — новое израильское кино, которое все чаще обращает на себя внимание киномира и получает самые высокие награды на известных фестивалях.

О предстоящих Днях культуры Израиля в Украине, событии значительном не только в культурной жизни обеих стран, говорят Чрезвычайный и Полномочный Посол Израиля в Украине г-жа Зина КАЛАЙ-КЛАЙТМАН и заместитель министра культуры и туризма Украины пан Тимофей КОХАН.

— Госпожа посол, насколько эффективны, на ваш взгляд, такие мероприятия, как Дни культуры?

— Дни культуры — это визитная карточка страны, посланцы культуры которой приезжают на мероприятия. Даже если нет возможности представить всех, кого хотелось бы, — я говорю, например, о предстоящих Днях культуры Израиля в Украине. На то есть объективные причины, но меня радует, что в «израильском десанте» есть имена, хорошо знакомые украинскому зрителю, и новые имена, которые представляет программа кинофильмов, являющаяся составляющей Дней культуры.

— Начало вашей работы в Украине счастливо совпало с открытием художественной выставки, посвященной Израилю, и вы сразу заявили, что культурная среда интересна вам не только профессионально, но и личностно. Программу Фестиваля израильского кино готовило посольство. Поэтому предлагаю перейти непосредственно к этой теме. Израильское кино относительно молодое, очень космополитичное по составу его создателей. Я имею в виду, что люди, работающие в израильском кино, съехались со всего света и являются носителями школ самых разных направлений. С чего, на ваш взгляд, начинается израильский кинематограф и в чем состоит его национальная особенность?

— Начнем с того, что наша страна молодая. Год рождения госуларства Израиль — 1948. Рождение же израильского кино приходится на начало 50-х. У нас считают по десятилетиям, и каждое из них, говоря о кинематографе, можно обозначить. Начиналось оно довольно примитивно, что является отличительной особенностью всех начал. Но, как всякое искусство, отражало особенности нашей жизни и наших реалий. Геополитическое положение нашей страны, к сожалению, на протяжении всех десятилетий существования Израиля связано с перманентным состоянием войны. И это тоже не могло не получить отражения в кинематографе. С середины 70-х годов прошлого столетия можно говорить о том, что наш национальный кинематограф постепенно вписывается в контекст мирового кинопроцесса. Безусловно находясь под влиянием и европейского кино. Конец 90-х — начало 2000- х годов ознаменовались, на мой взгляд, серьезными успехами нашего кинематографа на крупнейших международных кинофорумах, что сделало его равным среди равных в мировом киносообществе.

— Каковы взаимоотношения кинематографа и государства? Каково государственное участие в кинопроизводстве, в популяризации национального кино?

— Очень большое влияние на становление национального кинематографа имеет государство. Речь идет не об идеологическом диктате, а о материальной поддержке. В 50-х нашим парламентом был принят «Закон о развитии национального кинематографа». Согласитесь, при наличии невероятного количества проблем, сопровождающих непростое становление Израиля, такой закон говорит о заинтересованности государства в поступательном движении киноиндустрии вперед. Позднее был создан Фонд поддержки кино. Надо сказать, что до начала 90-х хорошим тоном считалось этот Фонд ругать за малую эффективность собственно финансовой поддержки. Законом было принято решение об изменении формата Фонда, т.е. наполнении его финансовыми ресурсами. Государство пополнило его и обязало коммерческие телеканалы делать в Фонд соответствующие отчисления от прибыли, получая взамен право демонстрации национального кино по ТВ после его проката на экранах кинотеатров. Такое мощное финансовое вливание, по мнению специалистов, кардинально повлияло на качество кинематографа и сделало его таким, каким он является сейчас, — востребованным мировым зрителем.

— Чтобы были яркие всплески, звезды, фильмы, обращающие на себя внимание на фестивалях, нужен фон, поток. Каковы показатели израильской киноиндустрии, сколько фильмов в год выпускается?

— Точную цифру назвать не могу, я не специалист в этой области, но речь идет о паре десятков. И количество производимых фильмов растет год от года. Да, уже можно говорить о киноиндустрии, хотя есть в этом потоке фильмы, которые остаются невостребованными не только на фестивалях, но и внутри страны не пользуются зрительским успехом. В Израиле немного киностудий но работают они беспрерывно. Они используются не только для создания кино, но и телефильмов. Кроме этого, финансы уже иногда позволяют оплачивать съемки и за пределами страны. Мы вступили также в фазу создания копродукции, как это принято сегодня во всем киномире. На явный рост качества нашего кино и его финансовые возможности указывает и то, что для съемок стали приглашать зарубежных актеров, включая голливудских звезд.

— У нас в Украине тоже существует Фонд поддержки национального кинематографа, поэтому хотелось бы знать — по какому принципу идет отбор проектов, которые получают поддержку Фонда?

— Прежде всего — молодежь, новые имена, дебюты, хотя и признанные режиссеры продолжают пользоваться помощью Фонда. В остальном Фонд не является единственным источником финансирования кинопроизводства.

— Во многих странах, в противовес блокбастерам, захлестнувшим экраны большинства кинотеатров, создаются кинотеатры, которые прокатывают исключительно национальное кино. Существует ли подобная практика у вас?

— Специализированных кинотеатров нет. Конечно, блокбастеров много, но, мне кажется, наше кино идет своим, интересным путем, и лучшие его образцы востребованы зрителем. Качественное документальное кино показывают некоторые телеканалы. А фильмы, имевшие успех в прокате, впоследствии зрители с удовольствием смотрят на телеэкранах.

— Существует ли в Израиле своя киношкола?

— Существуют две крупные киношколы в Иерусалиме и Тель-Авиве. Актеры получают образование как в кино- так и в театральных школах, что дает им возможность работать в театре и сниматься параллельно в кино.

— Все фильмы, которые включены в программу Фестиваля израильского кино, очень разные — по жанру и по творческой манере, но даже в самом грустном из них заложен позитив, вера в человека. Откуда он при такой непростой и невеселой истории государства и народа?

— На мой взгляд, наша жизнь, повседневная жизнь, в которой соседствуют война и террор, радость и слезы, рождение детей, свадьбы и похороны, очень четко отражена в нашем кино. Это не слащавый хэппи-энд, но человек не может жить без веры и надежды.


В поисках новых форм

— Тимофей Григорьевич, какие дивиденды приносят проводимые министерством Дни культуры?

— К сожалению, сегодня Украина не известна в мире своими культурными достижениями в той мере, в какой заслуживает. Наша деятельность направлена на то, чтобы вернуть нашу страну, для начала, в европейское культурное пространство. Коль скоро в проведении Дней культуры задействовано министерство — а это автоматически государственный уровень, — само событие становится особо значимым. Официальный сегмент участников — министры или заместители министров с обеих сторон. Соответственно такой уровень проведения Дней культуры дает свои преимущества: как правило, предоставляются лучшие площадки и участвуют коллективы и солисты, являющиеся визитной карточкой страны. В Грузии, например, Год культуры открывал Ансамбль им. П. Вирского. Во время Дней культуры, которые проходили в Израиле, мы попытались сломать принятые схемы. Помимо фольклорных коллективов, была представлена широкая палитра современного искусства. И это оказалось правильным, востребованным и интересным. Так что будем продолжать искать новые формы проведения подобных мероприятий.

— Каким образом министерство будет соблюдать баланс аутентичного, академического и современного искусства в верстке программ подобных акций?

— Украина настолько богата и тем и другим, и третьим, что баланс соблюсти нетрудно, представляя тем самым всю палитру современной культурной жизни нашей страны. Тому пример недавняя программа, представленная в Грузии, — очень современный этнохаос-гурт Владислава Троицкого «ДахаБраха» и театр современной хореографии «Сузір’я Аніко». Как бы ни интересовала иностранцев аутентика, наша культура богата и разнообразна, и она должна быть представлена как можно более полно.

— Можете ли вы назвать какие-то конкретные проекты, ставшие плодом проведения подобных культурных акций?

— Конкретно я, может быть, сейчас и не назову, но намерений и уже подписанных соглашений немало. Мы лучше узнаем друг друга, учимся чему-то, подмечая удачи , открываемся другим народам и лучше понимаем их . Это уже прямой путь к совместному творчеству. В театрах такой обмен уже давно идет. Наши режиссеры ставят в Венгрии и Израиле, Германии и Польше, и наоборот. Сейчас, когда и в Украину пришел продюсерский кинематограф, будем надеяться на совместные проекты в этой области. В рамках Дней культуры мы представляем также мало известных за рубежом солистов и коллективы. Их узнают, и продюсеры уже в частном порядке приглашают на гастроли. Очень хороший опыт — проведение Годов культуры. Благодаря крупному финансированию, заранее спланированному на этот год, мы можем включить в его орбиту широкий спектр культурных мероприятий, и большее количество людей включается в этот культурный обмен. Мы в министерстве возлагаем большие надежды на новые формы работы с культурными центрами, которые подчиняются Министерству иностранных дел. Думаю, наша совместная деятельность принесет плоды в плане культурного обмена.

— Что греха таить, законодательная база в области культуры у нас еще очень несовершенна. Дают ли такие акции возможность примерять на себя уже проверенные другими законы?

— Конечно, многие уже существующие положения в наших законах (они пока, к сожалению, не всегда работают) — не открытие велосипеда. Кроме этого, начиная работать над очередной акцией, возникают разночтения в законодательной базе той или иной страны: нужно вывезти и вернуть картины, кинопленки, реквизит. Мы знакомимся с законодательством других стран и стараемся привести все к общему цивилизованному знаменателю. Мы очень надеемся, что Верховная Рада нового созыва начнет плодотворно работать и уделит достаточное внимание законодательству в области культуры.

— В предстоящих Днях культуры Израиля большой сегмент отведен кино. На мой взгляд, кино наиболее доступно и широко может познакомить с жизнью страны. В программе представлены наиболее успешные работы молодых режиссеров. Именно молодым оказывается там наиболее ощутимая поддержка со стороны государства. Как обстоят дела у нас в этом направлении?

— Во-первых, хочу отметить, что в этом году у нас значительно увеличилось финансирование кино, и оно идет в полном объеме. Во-вторых, обращение к продюсерскому кинематографу, на мой взгляд, позитивно влияет на отсутствие заангажированности со стороны сценаристов и режиссеров. Детское и дебютное кино будет полностью финансироваться государством. В других вариантах — только государственная поддержка. То есть частичное финансирование на основе выигранного тендера.

— Какое количество зрителей вы ждете на предстоящих Днях культуры Израиля?

— Проведение этих Дней — первое за 16 лет после установления дипломатических отношений между нашими странами официальное мероприятие. Поэтому надеюсь, что, кроме торжественного открытия Дней, куда будет приглашено много официальных лиц, широкая зрительская аудитория с удовольствием посмотрит кинопрограмму, посетит многочисленные концерты, которые будут проходить не только в Киеве, но и в Ирпене, и в Богуславе.

Подготовила Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ