Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кино и город

Сайт «Фильмар» с помощью старых кинокадров показывает, как изменилась Одесса за последний век
30 июля, 2019 - 12:00
ПОТЕМКИНСКАЯ ЛЕСТНИЦА. «БРОНЕНОСЕЦ «ПОТЕМКИН»

Информационный ресурс, который недавно начал свою работу, ставит себе целью объединить все данные о фильмах, снятых в Одессе. Авторы проекта хотят совместить в нем размышления и исследования современных киноведов с материалами разных архивов. Есть на сайте и онлайн-карта, которая дает возможность сравнить актуальные фотографии Одессы с кадрами фильмов, которые когда-то снимались на этом самом месте.

Слово, которое стало названием проекта, активно употреблялось в начале ХХ века для обозначения кинематографистов. Приблизительно с этого времени, 1920-х годов, когда Всеукраинское Фото-Киноуправление (ВФКУ) сделало Одессу важным центром кинопроизводства, команда решила начать наполнение своего сайта. Во время Одесского международного кинофестиваля они провели для его гостей экскурсию по нескольким десяткам кинолокаций, которые уже нанесены на карту, дополнив прогулку историями об избранных фильмах.

РАБОТА С АРХИВОМ

Автор идеи — кинооператор, участник объединения BABYLON’13 Игорь ИВАНЬКО. Интерес к теме и профессиональный, и личный: Игорь родился и вырос в Одессе, его дед, кинооператор Леонид Бурлака, работал на Одесской киностудии с 1960-х годов. Поэтому этот проект для него не только о кино, но и о родном городе.

Исторические районы, в которых почти сто лет назад снимали фильмы, в целом сохранились. Но за это время застройка, надругательство над историческими достопримечательностями и безразличие власти и многих жителей сильно изменили вид Одессы. Похожая ситуация и с кинематографическим наследием. За менее чем десять лет своей деятельности ВФКУ успело выпустить свыше 140 игровых и несколько сотен неигровых фильмов, журналы кинохроники, анимации. Но сегодня около трети фильмов считаются утраченными. Сохранившиеся же либо не имеют надлежащего качества, либо уже утратили связь с контекстом, без чего трудно понять их историческую и культурную значимость.

ВОРОНЦОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК. «ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ»

Игорь Иванько несколько лет собирал информацию об одесских кинолокациях как гуляя по реальным улицам, так и разглядывая панорамы в Google Maps. Также сведения поступали через разных людей, которые интересуются историей Одессы, через сообщества в «Фейсбуке», «Живом Журнале», сайт Viknaodesa и т.п.

Факты, которые легли в основу проекта, команда также собирала по отдельным изданиям, публикациям, книгам, добиралась до архивных данных, которые далеко не всегда доступны всем заинтересованным. Они убеждены: с собранной в одном месте информацией, да еще и переведенной на английский язык, будет намного проще рассказывать о ценности украинского (и одесской, как в этом случае) культурного наследия зарубежным коллегам и зрителям. Недавно проект был поддержан Украинским культурным фондом.

УЛИЦЫ ИЗ КИНО

На сайте filmar.online уже можно «побродить» по местам съемок фильмов 1925-1929 гг. В фильме «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна речь идет о восстании на броненосце «Князь Потемкін-Таврический» в 1905 году. Фильмы Александра Довженко — «Ягодка любви» (первый сохраненный фильм режиссера, эксцентрическая комедия), «Сумка дипкурьера» — политический детектив на основе реальных событий, первые две части которого считаются потерянными, и «Звенигора» — первый фильм из кинотрилогии, которую продолжили «Арсенал» и «Земля». «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова — экспериментальный бессюжетный документальный фильм, взгляд «киноглаза» на тогдашние города. «П.К.П.» Акселя Лундина и Георгия Стабового — советская батальная драма с агитационным характером. «Ночной извозчик» Георгия Тасина освещает конфликт родителей и детей на фоне революции. Фильм «Два дня» Георгия Стабового, посвященный событиям гражданской войны, широко освещали в зарубежной прессе. «Новый Вавилон» Григория Козинцева — яркий пример советского киноавангарда с отсылками к произведениям импрессионистов. Также есть информация о фильме режиссера Абрама Роома «Строгий юноша», снятый в 1935 году. Из-за обвинений в несоответствии канонам соцреализма и избыточном эстетстве картина была запрещена к показам и долго пролежала «на полке».

Чтобы точно передать ракурс избранного кадра и скомбинировать старое и новое изображение, было использовано специальное программное обеспечение. Говорят авторы проекта: это сложный и длительный процесс — до часа может длиться поиск точного места съемки, даже если известен адрес. Особенно усложняется процесс летом — когда вокруг зелень, которая закрывает часть локаций.

На фильмах ВФКУ команда не остановится, будут систематизировать информацию и о более поздних фильмах. В ближайших планах — освещение фильмов, снятых Кирой Муратовой.

УЛИЦА ЛЕОНТОВИЧА

Презентационную экскурсию команда «Фильмаря» начала с Французского бульвара. Сначала — Чкаловский санаторий, дача Ашкенази, которая «сыграла» не один особняк. Потом — знаменитая Одесская киностудия. Дальше — Деволановский спуск, который можно увидеть в «Броненосце «Потемкине» и очень популярный у кинематографистов Строгановский мост. Следующие — Оперный театр и «насыщенный» кинолокациями Приморский бульвар. Там и здание мэрии, перед которым снимали «Ночной извозчик», и гостиница «Лондонская», где Эйзенштейн переделывал сценарий «Броненосца «Потемкина». Впоследствии в этой же гостинице жил Александр Довженко, когда только приехал в Одессу. Легендарная Потемкинская лестница и Воронцовский дворец — тоже в перечне. По Воронцовскому переулку экскурсанты ехали на Катерининскую площадь и Сабанеев мост, который можно заметить в фильмах «Ягодка любви», «Человек с киноаппаратом», «Сумка дипкурьера», «Строгий юноша».

Говорят «Фильмари»: и им, и посетителям так понравился формат кинопрогулки по одесским улицам, что, возможно, в будущем она будет повторяться. А пока киноманы могут самостоятельно повторить маршрут или сформировать собственный, пользуясь картой на сайте.

Дарья ТРАПЕЗНИКОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ