Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

КИНОЗАЛ

Праздник послушания
31 марта, 2004 - 00:00

Праздник послушания

В прокате появилась новая экранизация «Питера Пэна». Уже одно это должно вдохновлять миллионы зрителей. Сказка (изначально — пьеса) Джеймса Барри — из тех, которые будут любимы всегда, всеми поколениями, независимо от извивов моды.

Среди прочего, «Питера Пэна» любят за особую легкость, воздушность. Прямо так и напрашивается высокий слог: «Пэн» увлекает и взрослого, и малого в небеса фей, на остров Неверленд (в переводе своенравного Бориса Заходера — Гдетотам). Судя по всему, режиссера Пи Джей Хогана и сценариста Майкла Голдберга (в титрах предусмотрительно отмечено: «по мотивам» пьесы и книг Джеймса Барри) тоже влек возвышенный штиль. Но лишь до поры до времени фильм выглядит прилично. И родители, и дети Дарлинг, а также дикие дети на острове — милые, добрые, красивые. Сам же Питер (Джереми Самптер) — так и вовсе маленькая фотомодель. Ну, правда, как-то очень уж настойчиво тетя Милли (Линн Редгрейв; в пьесе такой рассудительной теткой и не пахнет по причине полной ее ненужности) пробалтывает тему «поцелуя любви» и скорой зрелости Венди (Рейчел Херд-Вуд). А в целом, повторюсь, все чудесно. В меру картинно, пестро, весело, с богатыми спецэффектами, бесподобными пиратами, воинственной малышней Неверленда и вредной феей Тинк (Людвин Санье). Каскад волшебных приключений уносит зрителя вглубь сказки. И вот, после остроумно поставленной битвы с пиратами в пещере, словно злой колдун овладевает душами сценариста и режиссера.

Сказка стремительно превращается в проповедь, а место сказочника занимает зануда-училка. Сначала, посредством красавицы Венди, постановщики вводят любовную линию, пытаются навьючить на легкокрылые образы Барри взрослые страсти- мордасти. Но «Питер Пэн» тоже не лыком шит, и от всей этой, не мотивированной сюжетом и плохо сыгранной лирической чепухи, ускользает.

Тогда-то Хоган с Голдбергом совершают самое страшное. Они начинают сеять разумное-доброе- вечное: внедрять в сказку о вечном детстве семейные ценности. То есть настойчиво, посредством диалогов и изрядно переписанных сцен Барри втолковывают, что детство хорошо в меру, что сказка обязательно, о-бя-за-тель-но должна быть с моралью, причем мораль следует представить пораньше, уже в середине фильма, и потом многократно повторить, так, чтобы и слепой увидел, и чтобы финал воспринимался как неограниченное торжество добродетели. Питера воспитывают со всех сторон. Неслыханно: они даже старину Крюка (Джейсон Айзакс), который тоже по-своему романтик, пытаются использовать как розги, с назидательной целью, — только бы втиснуть непослушного летающего мальчишку в карцер своего морализаторства. Ну ничего святого!

Непонятно, зачем это делалось. Детям все эти слезки и проповеди могут показаться не вполне интересными. Взрослым — тем более. То, что семье Дарлингов радостно будет воссоединяться в финале, ясно с самого начала, зачем сказку-то увечить? Неужели стоило, даже ради благих воспитательных целей, так перекраивать финал, пичкая зал прописными истинами?

Главное же, чего у Хогана-Голдберга нет и близко — той добродушной иронии Барри, которая прослаивает каждую ремарку и большинство диалогов пьесы. Это человеколюбивое «остранение», — одно из тех качеств, что и делают «Питера Пэна» сказкой на все времена, — в фильме просто отсутствует. И вот ведь что интересно: как только постановщики начинают надзирать и наказывать, даже чисто технически картина теряет увлекательность. Феерическая сцена финального боя у Барри, когда Крюк, умаявшись воевать с неодолимой ребятней, с пением «Гаудеамуса» бросается в пасть крокодила, заменена, извините… «Матрицей»-3. Крюк и Пэн летают в воздухе и произносят выспренные слова о любви, добре и зле. Надеть на одного черные очки, на другого — китель, и все будет точно уже в порядке. В полном.

Я не большой поклонник Спилберга, но вынужден признать, что его «Крюк» — намного лучше. Поскольку выполняет четкую и ясную задачу — развлечь побольше людей, ни в коей мере не притязая на поучения, а также на прямое отношение к пьесе (потому и называется «Крюк», не «Питер Пэн»). И показывает то, что заявлено — пусть не выдающийся, но несомненно веселый и яркий фильм-аттракцион.

И почему же так получилось… То ли Хоган с Голдбергом любят не детей, а свое к ним отношение. То ли всегда маму с папой слушались. То ли во сне никогда не летали. Или забыли, как это делается. Или сами в это не верят…

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК , «День»

Карпаты. Война. Любовь

В Черновцах состоялась презентация фильма «Один в поле воин». В пресс-клубе реформ с журналистами и представителями творческих кругов области встретились его режиссер-постановщик Геннадий Вирста, а также актеры Владимир Талашко, известный многим по любимым картинам, в частности, «В бой идут одни старики», исполнительница главной роли Светлана Зубченко, Юрий Литвинов, Елена Иванова и другие.

Для своей ленты ее творцы избрали вечную тему любви на фоне гражданской войны конца 40-х — начала 50-х годов в Карпатах. «Мы хотели, чтобы люди поняли, как ужасно, когда идет братоубийственная война, и больше никогда не допускали ничего подобного», — говорит режиссер. Основным местом съемок было село Яворив Косовского района на Ивано-Франковщине, частично снимали его в Яремче, Ворохте, в Вижницком районе на Буковине. В этих краях живы еще очевидцы тех событий, и в фильме не пришлось ничего придумывать — все персонажи реальны, по замыслу режиссера связаны единой сюжетной линией. Готовясь к съемкам, знакомились с историей, посещали музеи, общались с участниками событий. А своим главным консультантом полушутя-полусерьезно называют местную бабушку Параску, которая хорошо помнит то время.

Съемки длились 54 дня, еще 3 месяца ушло на монтаж, и на суд зрителя представлен первый фильм, отснятый в рамках проекта «Запад-фильм». Его идейные вдохновители и в то же время инвесторы — предприниматели Роман и Владимир Шувальские. Этот проект призван доказать: чтобы сделать хорошее кино, не обязательно работать в столице. Братья Шувальские закупили необходимое для съемок оборудование и спонсировали их. Бюджет картины — около 75 тысяч долларов. Хотя это не обеспечило больших гонораров актерам, пришлось экономить на декораторах и визажистах, все же фильм увидел свет.

После Черновцов презентация фильма состоится на его «родине» в Косове, а потом в Киеве. На широкие экраны лента попадет аж осенью — сегодня она снята в цифровом формате, но вскоре в Праге будет сделана копия на пленку. Планируется также записать его на кассеты для домашнего видео.

Наталья ЖИТАРЮК , Черновцы

Голливуд навязывает кинотеатрам цифровое кино

Крупнейшие американские студии предложили кинотеатрам почти в ультимативном порядке, наконец, ускорить процесс развертывания систем цифрового кинематографа. Несмотря на то, что его преимущества постоянно обсуждаются профессионалами, владельцы кинотеатров до сих пор относились к нему скептически, в первую очередь, из- за трат, связанных с необходимостью технического переоборудования.

На этот раз организация DCI (Digital Cinema Initiatives), созданная студиями Disney, Fox, MGM, Paramount, Sony Pictures Entertainment, Universal и Warner Bros для продвижения цифрового кино и разработке соответствующих спецификаций, предложила проект конкретного бизнес-плана. Главной проблемой для кинотеатров оставалась цена проекторов и сопутствующих систем (около $100 тысяч). Чтобы этот вопрос перестал быть тормозом на их пути, киностудии решили создать специальный фонд, который бы субсидировал установку цифровых проекторов. По словам исполнительного директора DCI Чака Голдуотера, любой вклад в финансирование такого переоснащения «должен быть пропорционален ожидаемым выгодам» всех участников: студий, владельцев кинотеатров и продавцов самих систем. Для кинокомпаний этот фонд станет не просто вкладом в будущее, но и полезной инвестицией, которая может быстро принести пользу, так как с новыми проекторами сократятся расходы на пересылку коробок с копиями фильмов (цифровые фильмы после предварительной зашифровки можно «скачивать» через Интернет). Для владельцев кинотеатров существенным является то, что производители готовы разделить с ними расходы. «Мы начинаем обсуждать вполне реальные бизнес- модели», — сказал президент Национальной ассоциации владельцев кинотеатров Джон Фитиан, добавивший, что его коллеги были «воодушевлены» этим предложением. Помимо идеи разделения расходов, студии согласились утвердить технические стандарты для установки существующего оборудования, сделав его при этом совместимым с будущими системами, чтобы проекторы не устаревали очень быстро, передаёт lenta.ru .

В ноябре 2003 года члены DCI пришли к соглашению, что системы доставки для цифрового кинематографа требуют поддержки разрешения 4K (4096х2160). В настоящее время доступны только 2К-проекторы, однако появление новых аппаратов ожидается в самом ближайшем будущем.

Китано собирает кассу

Предпоследний фильм японского режиссера Такеси Китано «Затоiчи» (на такой транскрипции настаивают прокатчики) станет самой кассовой азиатской картиной российского проката. Такого мнения придерживается креативный директор компании-прокатчика фильма «Кино без границ» Антон Мазуров. Выход картины одного из самых известных японских кинематографистов в России ожидается 15 апреля. Первую неделю фильм будет идти в ограниченном прокате с субтитрами. 22 апреля картина 25 дублированными копиями стартует на 65—70 площадках в 80 регионах. В дальнейшем в зону проката «Затоiчи» планируется включить еще до 30 городов. В числе трех вероятных дублеров Китано названы Армен Джигарханян, Спартак Мишулин и Виталий Каневский. Работа над дубляжом должна пройти с 5 по 15 апреля. Прежние рекорды проката азиатских фильмов принадлежат фильмам «Темные воды» (около 350 тысяч долларов при прокате 20 копиями) и «Герой» (около 450 тысяч долларов при прокате 54 копиями). По предварительным оценкам, фильм Китано соберет в России не менее 500 тысяч долларов.

Юрий ЗЕЛИНСКИЙ.

Спилберг против антисемитизма

Французское правительство рекомендовало школам и колледжам включить в их программы просмотр таких фильмов, как «Список Шиндлера» Стивена Спилберга и «Пианист» Романа Полански. Как сообщает Lenta.ru со ссылкой на Telegraph, по мнению чиновников, просмотр данных картин будет способствовать противодействию растущему в стране антисемитизму. «Первый раз со времен Второй Мировой войны антисемитизм получил даже большее распространение, чем расизм. Мы не можем больше делать вид, что ничего не происходит», — прокомментировал ситуацию министр образования Франции Люк Ферри. Кроме просмотра фильмов, руководству образовательных учреждений предписывается организовывать экскурсии учащихся в бывшие лагеря смерти, ознакомить студентов и школьников с такими книгами, как «Дневник Анны Франк» и документами, зафиксировавшими преступления нацистов. «Когда смотришь фильм, подобный «Списку Шиндлера», гораздо острее ощущаешь реальность нацизма и антисемитизма, нежели после прочтения Международной декларации о правах человека», — резюмировал министр образования.

Юрий ЗЕЛИНСКИЙ.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ