Через два месяца после московских гастролей дошел (дошел бы он без «Просто ради.О») до Киева новый альбом гуру русского рока Бориса Гребенщикова «ZOOM ZOOM ZOOM».
На грани мистики и фантастики — так окрестила его пресса постсоветского пространства. Такое определение охотно тиражировал и сам Борис Борисыч, описывая, как не клеилась запись «Репродуктора». А потом в течение месяца на берегу Средиземного моря родились 16 абсолютно новых, не вписывающихся в старую концепцию песен. Родился новый альбом. Запись демоверсии проходила в санкт-петербургской студии группы. В Лондоне, в знаменитой студии «Livingston», были записаны и дважды смикшированы композиции. Из 16-ти лондонское звучание было одобрено лишь для четырех, остальные доработали в Питере.
Не то, чтобы мы были большими фанатами «Аквариума», но начало истории интриговало. Да еще и все вокруг нагнетали обстановку, что в теле пластинки, мол, ощущается элемент мировой сопричастности. Ну кому же не хочется почувствовать себя частью мировой души — мудрой, одинокой, невесомой, загадочной?
«ZOOM ZOOM ZOOM» — мы слышали такое от бразильских капоэйристов — точный перевод, скорее, ближе к оптике, чем к философским понятиям (ZOOM —изменение масштаба изображения). Сам БГ толкует название в свете происходящих в «Аквариуме» перемен. Новый взгляд нового тысячелетия, нулевой отсчет времени.
«Господь Бог лично каждого берет за уши: «Wake up, wake up, motherfucker! У тебя есть шанс начать жизнь. Жизнь! Пока ты все это строил и боролся, вокруг шла жизнь, ты ее не заметил, сейчас есть шанс проснуться!» Поэтому альбом и называется «ZOOM ZOOM ZOOM», а не «Вперед, и с песней!» — радуется он, как ребенок.
Все понятно и просто, но, слушая запись, разумом смысл уловить сложно. Наверняка «Аквариум», как всегда, понимаешь и принимаешь сердцем. «А че говорить о новом альбоме? — засыпали нас смайликами москвичи, на требование поделиться впечатлениями. — Замечательные песни, крайне беззаботные, очаровательно бессмысленные, но и задумчивые, гипнотизирующие... Мы бы даже сказали, что в последнее время БГ отличает невыносимая легкость бытия. Наверное, только ему удается в эти времена сохранять такую чистоту».
В интернете наткнулись на поклонницу Бориса Борисыча Наташу. Она сходу и заявила: это, мол, удивительный исполнитель. «Когда он начинает петь, такое ощущение, что он пытается открыть что-то, что ты еще не понимаешь и не готов увидеть. Но это что-то, безусловно, прекрасно и важно.
«Я родился сегодня утром,
Еще до первого света зари...
Я родился со стертой памятью,
Моя родина где-то вдали.
Я учился ходить так,
Чтобы не слишком касаться земли»,
— еще цитировала она.
А из шкафов памяти уже рвалось наружу: а помните «Рай» — «Под небом голубым есть город золотой»? Так для большинства начинался «Аквариум». Потом шли альбомы. Гавайские мотивы («Сестра Хаос», «Брод», «Пабло», «Морской конек») почему-то преобладали…
Идиллию разрушали вечные скептики, утверждавшие, что «Аквариум» — это продажные старички, старающиеся выжать из ностальгирующего поколения яппи плату за возможность прикоснуться к чему-то полузабытому.
Впрочем, это дело вкуса. Но и оно не мешает даже самым резким критикам воспринимать «Zoom Zoom Zoom», как весенний, свежий и проникновенный альбом. «Это мудрый альбом, который осознаешь лишь на пятый—шестой раз полного восприятия всех текстов и звуковых нюансов», — заметил один из хмурых. И это, наверное, самая большая победа БГ, если он смог достучаться, пусть и не сразу, до такой личности.
Осталось только убедиться во всем лично.