В Клембовке говорят, что каждая девушка рождается с иглой, потому что вышивают здесь издавна. Не удивительно, что уже в конце ХІХ века в селе организовали артель, где работали местные мастерицы и вышивальщицы из соседних сел. Еще в 1892 году Михаил Коцюбинский писал об уникальных вышитых работах крестьянок из Подолья на выставке в Чикаго. С начала ХХ века клембовскую вышивку продавали в Англии, Германии, Дании. А было и такое, что из Франции поступило письмо с просьбой «прислать машины, которые так вышивают» и для образца лоскуток клембовской вышивки. Пришлось отвечать, что это не машины шили, а вышивали рукодельницы из Клембовки...
В советское время артель стала обычной фабрикой, где создавали изделия в основном на заказ — по рисункам и образцам, которые разрабатывали на фабрике или посылали для заказов. Но утонченное мастерство клембовчанки не утратили. Свою настоящую клембовскую вышивку женщины делали по вечерам, возвращаясь домой. Практически в каждом клембовском доме есть мастерица, которая владеет знаниями, техниками, поддерживает традицию создания и ношения клембовской вышитой сорочки, но все меньше становится тех, кто создавал сорочки «на гестке» с характерным для Клембовки «цветком». Именно на поиски таких женщин и таких вышитых сорочек отправились участницы Этномастерской «Коло». Помогали им в сборе информации — и живые, и... мертвые.
«НАСТОЯЩЕЕ — СВОЕ —НАЦИОНАЛЬНОЕ БЫЛО МИРУ МАЛО ИЗВЕСТНО»
«Мы провели три экспедиции по исследованию этого элемента, задокументировали найденные образцы, опросили носителей, провели исследования и создали по результатам аудио-, фото— и видеоархив, потому что это богатство должно быть сохранено и возрождено, — говорит глава ОО Этномастерская «Коло» Наталья СЕНТЕМОН. — Во время наших исследований мы поняли, что традиционная клембовская вышивка существовала будто в параллельном мире, то есть настоящее-свое-национальное было миру мало известно, потому что создавали его дома, не много, для себя и передавали от матери к дочери: через гены, кровь, традиции. Возможно, потому о характерной клембовской вышитой сорочке с «цветком» было очень мало информации (обычно описаны другие образцы, другие техники, другие орнаменты). У нас было много вопросов, один из них — годы существования сорочки и то, насколько распространенной она была среди местных женщин.
Искать ответы на эти вопросы пошли... на кладбище. И не зря. Большинство женщин на старых фотографиях на памятниках имели на себе сорочку с «цветком». Мы смотрели на годы рождения и смерти, представляли, какой была их жизнь, что им пришлось пережить в таком непростом двадцатом веке, и почему, невзирая ни на что, они вышивали и берегли свою традицию. Фотографировались тогда не часто, и для фото женщины одевали лучшее, что у них было — и это была сорочка с «цветком».
«БУДЕНКИ» И «СВЯТОЧНЫЕ»
За год своей исследовательской работы участницы Этномастерской «Коло» выяснили, что во второй половине ХІХ века клембовские женщины уже носили вышитые сорочки с «цветком». Очевидно, традиция такой сорочки давняя и передавалась из поколения в поколение не одну сотню лет. Старшие женщины учили младших, передавали традиции детям дома. Сорочки, которые вышивали на каждый день, называли «буденками», они имели более скромную вышивку, удобный рукав на три четверти. Более богатую сорочку, с «сеточкой» (выплетенным крючком кружевом) на «ґорсі» (горловине — авт.), с длинным рукавом и манжетом, собранным «пшеничкой» и обшитой «авоськой», девушка готовила себе на свадьбу. Это была «святочная» сорочка. Ее берегли после свадьбы, одевали на большие праздники, а затем оставляли «на смерть». Поэтому таких образцов сохранилось очень мало, но одну исследовательницам таки удалось найти у местной жительницы Елены Марфин. Бабушка, когда узнала, что девушки вышивают и интересуются клембовской вышивкой, вынесла самую дорогую мамину сорочку (богатую, с длинным рукавом.
«Сорочка, которую нам показала Елена Марфин, такая же уникальна, как и ее история. Она вышивала ее для матери по ее просьбе, чтобы одеть в последний путь. Сорочка имеет богатый вид, длинный рукав, кружево, — наши женщины хотели туда идти в самом лучшем. Но сорочка матери не понравилась, и знаете почему? Потому что она с манжетами! Мать сказала, что в такой сорочке она не сможет работать в том мире... Так эта сорочка оставалась нетронутой, неношеной, будто новой», — рассказывает Наталья Сентемон.
«Когда слышишь такие истории, так хочется донести людям (любите свое, берегите, гордитесь им! Зачем нам чужое, если мы имеем такое невероятное наследство, — присоединяется к разговору еще одна исследовательница Юлия ВАСЮК. — Раньше каждая девушка до замужества должна была вышить десятки сорочек в приданое. И вышивали, и сшивали. Да еще и не машинкой, а руками. Клембовские сорочки сшиты так, что на одну ниточку полотна идет один стежок — это ювелирная работа. Вышивали сорочки «низзю» — техникой, в которой считается каждая ниточка и вышивается сорочка с изнанки. Главным элементом сорочки был вышитый по центру «гестки» цветок — геометрический орнамент, который состоит из давних символов. Значение многих из них не исследовано, но есть и такие, которые мы можем «прочитать», — крест, сварга, берегиня, бесконечник, «засеяный ромб» — не удивительно, что местные жительницы называют эту вышивку вышивкой «с буквами» — по-видимому, знали прежние мастерицы, что они «писали», и как те «буквы» читать. Большое многообразие «цветков» и символики позволяют сделать предположение, что разные цветки вышивались в зависимости от того, кому и для какой цели их вышивали — для невесты, для ребенка, для женщины».
«ОНИ НАСТОЛЬКО ИДЕАЛЬНЫ, ХОТЬ НАИЗНАНКУ НОСИ»
Мастерицы не только исследовали клембовскую сорочку с «цветком», но и переняли традицию ее создания, техники вышивки и воспроизвели сорочки из современных материалов, потому что, как говорит вышивальщица Анастасия ФОМИНА, носить старинную одежду нельзя, ее нужно беречь.
«Старинную одежду стоит отшивать, то есть создавать копию, что мы и делаем. В работе столкнулись со многими вопросами. Как кроить, как собирать? Вот, например, определенной дилеммой стала горловина: традиционно сорочку начинают сшивать с горловины, но в случае клембовской сорочки мы видели готовую сшитую сорочку с неразрезанной горловиной, а это значит, что делали ее последней, — удивляется Анастасия Фомина. — Все швы этих сорочек спрятаны, они настолько идеальны, хоть наизнанку носи! А если учесть, что сшивали их мастерицы вручную, по стежку на нить! Откровенно, мы долго разбирались с техникой пошива. Пока одну сорочку соберешь, то, по-видимому, пять можно вышить».
Участницы Этномастерская «Коло» уже отшили себе по сорочке с «цветком» и радостно делится своим опытом с надеждой, что скоро клембовских сорочек станет еще больше. Уже вышивают сорочки с «цветком» и маленькие клембовчанки, которые в настоящий момент учатся вышивке в общеобразовательной школе и в кружке при музыкальной школе села Клембовка. Шаг за шагом, совместными усилиями, они «прочитают» те буквы на цветке, которые еще не прочитали, и передадут код клембовского «цветка» следующим поколениям, чтобы эта летопись никогда не исчезла во времени.