Физик из Донецка Людмила Огнева много лет с иголкой в руках исследует древнейшие коды украинской вышивки. Мастерица утверждает: наши предки обладали знаниями, которые позволяли человеку органично вписываться не только в «канву» окружающей природы, но и всего космоса.
— Вышивать я училась сызмальства, — рассказывает Людмила ОГНЕВА. — В нашем доме, а родом я из Виннитчины, даже повседневные рушники были украшены хотя бы узенькой красочной лентой. А настоящий переворот в сознании я пережила где-то полтора десятка лет назад, когда мне попала на глаза статья в одном журнале с красноречивым названием «Орнамент: украшение или магия?». На основе учения Владимира Вернадского о ноосфере там развивалась идея тесной связи всего живого, в частности человека, с космосом. О том, что графические орнаменты, сочетания цветов скрывают полузабытую информацию о влиянии на человеческое тело, что они могут быть оберегами от болезней и негативного влияния, в конечном итоге от того, что называется злой судьбой.
Сорочка-вышиванка считается почти таким же безоговорочным украинским брендом, как, например, сало. Однако, говорит Л. Огнева, эта старинная одежда скрывает много секретов, тонкостей, непонятных современному горожанину. Иногда доходит до анекдотов. Огнева не так давно вынуждена была вступить в острую дискуссию, когда игрокам команды «Шахтер» (в рекламных целях) подарили украинские вышитые сорочки. По ее утверждению, был выбран хаотический рисунок: цельный, неразделенный «мужской» ромб в основе орнамента, цветок калины, которая издавна символизирует девичью нетронутость, в сочетании с равнораменным крестом (знак брака). Здесь однозначно как сообщение в газетном объявлении: «Я — свободный, ищу целомудренную девушку, могу даже жениться».
— Вряд ли подруги наших футбольных «бразильских казаков» одобрили бы такие коллективные «прыжки в гречку», если бы, конечно, разбирались в традиционном украинском шитье, — язвительно отмечает Л. Огнева.
Фундаментальные знания по теории народной вышивки позволили Л. Огневой взяться за ответственную работу: создание узоров для вышиванок, посвященных выдающимся личностям в украинской истории.
— В поисках исторических свидетельств было непросто, — вспоминает пани Людмила. — Но мне, по-видимому, в достойном деле Бог помогал. Скажем, когда я занялась сорочкой Василя Стуса, то поехала к его сестре, которая до сих пор живет в окрестностях Донецка, и пани Мария разыскала в семейном альбоме снимок из школьного выпуска Василя. Там будущий поэт стоит именно в вышиванке. Вышила ее парню к знаменательной дате родная тетя, следовательно, сорочка была в подольском стиле. Сорочка Тараса Шевченко, вышитая сестрой Кобзаря белым по белому, нашлась в одном из столичных музеев, когда я экспонировала там свои коллекции. Кое-что пришлось домысливать на свое усмотрение, опираясь на изучение биографий. А в вышиванке, посвященной основателю ОУН Евгению Коновальцу, это дуб, символ мужества, стойкости. Для Олексы Горняка, который осуществил акт самосожжения на могиле Шевченко в Каневе, протестуя против русификации Украины, я выбрала оранжевые и черные цвета.
Следующим проектом мастерицы стало восстановление вышивки брошенных сел Чернобыльской зоны. По образцам, которые с риском для жизни находили добровольные «сталкеры», восстановлен целый пласт народной культуры, казалось бы, навсегда утраченный. Чернобыльская выставка «Память о жизни» с большим резонансом проехала по Украине, а недавно вернулась из Мюнхена.
В планах Людмилы Огневой — организация «Парада вышиванок» в Донецке на День Независимости.