Между открытием и закрытием феста протянулась арка, которая тематически связывала все его события, — украинская культура в системе мировой. Напомним, что Международный фестиваль классической музыки «Харьковские ассамблеи» проводится с 1991 года. И все это время его возглавляет вдохновитель и организатор этого известного музыкального форума Татьяна Веркина, ректор Харьковского национального университета искусств им. И. Котляревского.
Устоявшаяся традиция фестиваля — выбор культурного героя, вокруг которого формируется художественная программа. В этот раз участников ассамблей объединила фигура гения украинской культуры Ивана Петровича Котляревского, которому исполнилось бы 250 лет. Отсюда и лозунг нового международного форума: «Мастер как двигатель культурных пластов», который в полной мере имеет отношение к классику, основателю украинской литературы, общественному деятелю, на творчество которого равнялись Николай Лысенко и другие знаменитые украинские мастера следующих поколений. С настоящее время эти традиции становились наглядными на выступлениях оркестра народных инструментов ХНУМ, капеллы бандуристов «Солнце», концерте «С Украиной в сердце» и т.п.
В практике «Харьковских ассамблей» еще есть много традиций, и одна из них — написание произведений-посвящений харьковскими композиторами героям ассамблей. В этом году главное музыкальное приношение «Ассамблеям» сделал известный украинский композитор, также выпускник харьковского вуза Александр Щетинский. Он взял на себя очень сложную задачу — обновить музыку к «Наталке Полтавке» И.Котляревского. Собственно, с этого спектакля в исполнении студентов театрального и музыкального факультетов в сопровождении симфонического оркестра Харьковской филармонии под руководством Юрия Янко, и началась программа нынешнего фестиваля.
Как музыкальное сопровождение пьесы И.Котляревского, до Н.Лысенко музыку писали харьковский музыкант польского происхождения А.Барсицкий, а также И.Базилевич, О.Маркович, А.Едличка, А.Колосов, М.Васильев-Святошенко, А.Горелый. Следовательно, Александр Щетинский оказался далеко не первым композитором, который задумал новое музыкальное сопровождение к пьесе И.Котляревского. И, учитывая, что «портретные» музыкальные характеристики со временем уже «прикипели» к персонажам, сделал очень тактичную и стилистически выразительную их переработку. А режиссер с театрального факультета Университета искусств Леонид Садовский вместе со студентами разделил героев на поющих и разговаривающих. Они словно передавали друг другу эстафету действия, произнося текст Котляревского. И не только они! По замыслу постановщиков, сам Иван Петрович (его роль исполнял Анатолий Лобанов), будто комментирует создание сценической композиции и мотивацию действий своих героев.
Самый необычный концерт «Асамблей», состоявшийся в актовом зале Физико-технического института низких температур, был посвящен столетию не музыканта или композитора, физика, академика Бориса Иеремиевича Веркина. Именно он был автором идеи создать так называемую «филармонию физиков» в здании ФТИНТу, который всегда был уникальным созвездием научных талантов и местом рождения блестящих научно-технических открытий. Филармония физиков много лет была духовным центром для харьковской научной интеллигенции. В этом зале выступали знаменитые скрипачи, пианисты, вокалисты. Следовательно, когда-то Б. Веркин воспитывал в своих сотрудниках любовь к музыке, а сейчас его дочь, музыкант и педагог Т.Веркина год за годом воспитывает прежде всего слушателей академических концертов, а в то же время — ее отличных исполнителей. В «филармонии физиков» в этом году играли и пели студенты и педагоги ХНУМ имени И.Котляревского, а также солисты и артисты симфонического оркестра Восточной «Оперы», преимущественно выпускники этого вуза.
Студенческий хор ХНУМ под руководством Сергея Прокопова исполнил хоровой концерт Максима Березовского, который учился музыке в Болонье, у воспитателя юного Вольфганга Моцарта. В дни фестиваля нерядовым событием стало также первое исполнение Симфонии М.Березовского, которую отыскал в библиотеке Италии и подготовил специально к харьковской премьере известный украинский дирижер Кирилл Карабиц. А на закрытии ассамблей звучал фортепианный концерт его отца Ивана Карабица в исполнении студенческого симфонического оркестра под руководством Юрия Насушкина (солист Олег Копелюк). Скрипка Ирины Григоренко очаровала слушателей в концерте Владимира Птушкина, вторую редакцию которого композитор сделал специально к «Харьковским ассамблеям» 2019 года. Поэтому программа нынешнего фестиваля не просто убедила слушателей в верности харьковских музыкантов постоянным лозунгам сохранения традиций, а волновала неподдельностью чувств, виртуозным мастерством, творческим вдохновением.