Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Когда страна «уходит» с карты мира. Культурной

Чем может обернуться для Украины третий перенос конкурса памяти Владимира Горовица
9 октября, 2015 - 11:20
В БОЛЬЦАНО (ИТАЛИЯ) ПРОШЕЛ 60-Й ЮБИЛЕЙНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ПИАНИСТОВ ИМ. ФЕРРУЧЧО БУЗОНИ, НА КОТОРОМ МОЛОДОЙ КИЕВЛЯНИН РОМАН ЛОПАТИНСКИЙ ПОЛУЧИЛ 3-Ю ПРЕМИЮ И ПРИЗ ПУБЛИКИ / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА РОМАНА ЛОПАТИНСКОГО

В Больцано (Италия) прошел 60-й юбилейный Международный конкурс пианистов им. Ферруччо Бузони — первого лауреата Первого музыкального конкурса имени Антона Рубинштейна (кстати, членом жюри на нем был директор Киевского музыкального училища Владимир Вячеславович Пухальский). Как и прежде, украинская фортепианная школа была высоко оценена, киевский пианист Роман Лопатинский с блистательной виртуозностью преодолел невероятно трудный «марафон» соревнования — шесть туров и получил третью премию и приз публики. Победа на известном конкурсе, который входит в состав Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов, всегда открывает новые возможности для музыканта: профессиональное признание, концерты, дальнейшее исполнительское продвижение, сотрудничество с коллективами. Об этом точно знает Роман, ведь его первая золотая медаль на конкурсе Всемирной федерации была получена еще в 2010 году в Киеве, на Международном конкурсе молодых пианистов памяти Владимира Горовица.

Ныне лауреаты Конкурса памяти Горовица продолжают завоевывать призы на самых известных мировых соревнованиях, в то время как сам Конкурс Горовица, украинский музыкальный бренд, известный во всем мире, уже два года подряд переносят...

О престиже Украины на всемирной арене  наша беседа  с молодым, талантливым пианистом Романом Лопатинским и генеральным директором Международного конкурса пианистов памяти Владимира Горовица Юрием Зильберманом.

«ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, НО МАСШТАБНЕЕ И КАЧЕСТВЕННЕЕ»

— В нашей стране, к сожалению, на культуру не остается у чиновников желания и финансов. А в Европе быть педагогом, исполнителем, слушателем — престижно, — рассказал Роман ЛОПАТИНСКИЙ. — К музыке  у слушателей на Западе есть большой интерес, а спрос рождает интерес и желание организовывать мероприятия, и появляется финансовая поддержка. Я заметил, что в нашей стране, чем меньше город, тем больше интерес к музыке.  Им тяжело пригласить исполнителей, но ценность выступлений для людей там гораздо больше. Знаю людей, которые, имея совсем скромные финансовые возможности, делают потрясающие проекты в Украине.

— Сейчас очень много талантливых исполнителей, а как можно заявить о себе и найти свою профессиональную нишу?

— Ныне огромная конкуренция среди исполнителей во всем мире. Многие уже научились играть быстро, чисто, громко. Музыкант может заявить о себе, только если участвует и побеждает на престижных конкурсах. Но даже если ты выиграешь первую премию конкурса, это не даст тебе обеспеченную концертную деятельность. Чаще всего после победы ты два года отыгрываешь свои концерты, возможно, где-то помогают агенты. А потом снова  должен доказывать свой уровень, постоянно подтверждая мастерство. Возможно, только три-четыре победы дают стабильный успех и известность.

Я не люблю конкурсы, но понимаю, что в них необходимо участвовать. Для подготовки всегда требуется не только время, но и деньги. Принимал участие в небольших конкурсах в Италии и Франции. Со временем я понял, что лучше аккумулировать силы и готовиться к большим конкурсам, т.е. к наиболее престижным, входящим во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов (WFIMC). Лучше меньше, но масштабнее и качественнее! Пусть это будет труднее, с затратой больших усилий (ведь требования к программе намного серьезнее и обширнее). Даже если ты не доходишь до финала, всегда есть вероятность, что тебя заметят агенты, импресарио, ты понравишься, и тебя пригласят  на гастроли.  А победа дает еще и финансовую поддержку пианисту, стабильные ангажементы. Фактически все известные престижные конкурсы — это члены Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов. К ним всегда приковано больше внимания общественности и культурных деятелей. Для каждой страны очень важно иметь и поддерживать такие конкурсы. Ведь это ее имидж на мировой музыкальной арене. Кроме того, если ты попал в тройку финалистов или победил, то можешь в течение двух лет участвовать в конкурсах федерации, уже не проходя отборочного тура. Существует система сотрудничества между конкурсами федерации, обменов и ассоциативной поддержки. Так, на Конкурсе Ф. Бузони был вручен спецприз «За лучшее исполнение произведений Шопена». Его предоставил Польский институт Ф. Шопена и тем самым проанонсировал, что вскоре состоится конкурс Шопена.

— Расскажи подробнее о Международном конкурсе им. Ферруччо Бузони

— Сейчас я сыграл четыре тура Международного конкурса Ферруччо Бузони, но на самом деле в конкурсе их шесть. Ведь сначала  подал документы с видео— и аудиозаписями на конкурс, а это было еще в июне 2014-го (это был первый тур). Из 300 заявок отобрали около 140 участников на второй тур, так называемый Live. В августе нужно было сыграть два этюда и пьесу, и в октябре были объявлены 27 кандидатов, которые прошли и были приглашены в Больцано. Конкурс очень трудный, огромная программа. Нужно было подготовить четыре тура: два сольных (45 минут и 60 минут музыки) и третий и четвертый — оркестровые (третий — сыграть один из концертов Бетховена, четвертый — один из списка романтических концертов).

Это был 60-й юбилейный конкурс, были приглашены одиннадцать членов жюри — все победители, то есть лауреаты первых премий Конкурса Ф. Бузони. Это не только педагоги, но и активно  выступающие исполнители. Конкурс поддерживает и поощряет общение участников с членами жюри, это очень важно. Но мне повезло еще больше, ведь после конкурса ехал в одном поезде до Милана с членом жюри Александром Штаркманом, и мы проговорили три часа, а потом в Киев я летел с еще одним  членом жюри Конкурса Ф.Бузони — Борисом Блохом.

— Что значит для тебя третье место и приз публики на Конкурсе Ф. Бузони?

— На конкурсе прозвучало, что в 2011 году на 58 Международном конкурсе Ф. Бузони вторую премию получил украинец Антоний Барышевский, а теперь мы награждаем другого пианиста — украинца Романа Лопатинского. Я представлял нашу страну и очень горд этим фактом. Важно отметить, что Барышевский и я — лауреаты Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица, конкурса, который проходит в Киеве и входит в состав Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов. Получается, что  занял призовые места в  двух известных престижных конкурсах.

 Также члены жюри отметили, что я получил один из самых важных специальных призов: «Приз публики». Перед первым туром очень волновался, перед вторым — чуть меньше, а на последних двух — волнение совсем ушло. Все это благодаря горячей поддержке публики, я чувствовал, что мы на одной волне, и у меня получается завлекать слушателей в музыку, которую  исполняю. Также  благодарен музыкантам Оркестра им. Й. Гайдна. Уже на репетиции у нас получилось создать правильную энергетику, а ведь это крайне важно. Помню, когда-то я играл в Германии с радиооркестром Баварии, и запомнился один из пунктов контракта, который звучал примерно так: вы обязаны выкладываться на все 100% даже во время репетиций. Нужно уметь раскрываться по максимуму до выступления. Конечно, все берегут силы в день концерта и на генеральной репетиции, но до этого необходимо работать в полную силу. Когда я играю с оркестром, то стремлюсь не быть эгоистичным солистом,  хочу стать единым механизмом с оркестром. Если слышишь, что оркестр сейчас будет распадаться, то не нужно уходить вперед. Я занимаюсь симфоническим дирижированием,  понимаю, что основа — это взаимодействие и взаимопомощь во время исполнения.

Сейчас у меня новая путеводная звезда — Международный конкурс в Хамаматсу (также в составе Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов). Уже осталось совсем немного времени для подготовки, конкурс стартует 21 ноября в Японии.

«РЕЗУЛЬТАТ ОПРАВДЫВАЕТ ВСЕ!»

Юрий Зильберман, генеральный директор Международного конкурса пианистов памяти Владимира Горовица:

— Роман рассказывает все так гладко и спокойно, но не говорит о каторжном труде подготовки, когда он сидел за роялем по восемь-десять часов в день, о своем состоянии «натянутая струна», в котором находишься перед выходом на сцену, об изматывающем напряжении, в котором пребывал в течение почти месяца. Хотя, может быть, это и правильно — не говорить о процессе, ведь результат оправдывает все! Еще в 2010 году, когда Роман участвовал в Конкурсе В. Горовица, задолго до своей победы (шел только первый тур),  один из членов жюри сказал мне: «Очень яркий пианист! У него есть будущее».  Первая премия, золотая медаль Конкурса В. Горовица — это была справедливая награда молодому талантливому музыканту!

А еще мне очень запомнилось исполнение  Романом «Петрушки» И. Стравинского в замечательном зале Yamaha в Токио. Было ощущение, что рояль звучит в тысячах тембров! А ведь это дано даже не всем великим!

Сегодня Р. Лопатинский  — лауреат, победитель Конкурса Горовица, конкурса, которого ожидают сотни пианистов и постоянно присылают заявки, конкурса, которого уже не было два года!

— Расскажите, как реагирует Всемирная федерация на тот факт, что Конкурс Горовица уже дважды  был перенесен?

— В мае в Больцано (как раз там, где Роман участвовал в Конкурсе Ф. Бузони) проходила Генеральная ассамблея Всемирной федерации международных конкурсов. Генеральный секретарь Федерации Марианна Грэнвиг в приватной беседе сказала: «Юрий, конкурс не может «пропускать» свое проведение два раза подряд. Ты рискуешь! Ведь Конкурс В. Горовица — единственный от страны, представленный в Федерации. Предупреди своих министров: в третий раз конкурса не будет  — страна «уйдет» из карты мира»... Я, конечно, заверял ее, что в 2016 году конкурс непременно состоится. Но, приехав в Киев, уже не был столь уверенным, более того, откровенно не верил, что удастся «переломить» индифферентность наших высо-о-о-оких начальников от культуры.

Их уверения в активной «допомозі» странным образом сочетаются с требованиям «искать спонсоров». На чем основывается такое двуличие, когда, обращаясь к СМИ, они чуть ли не из своего кармана вынимают деньги на нищую культуру, а оборачиваясь к тебе — предлагают самим  «искать спонсоров»? Да на некомпетентности, а попросту — отсутствии элементарной грамотности. Ведь ни для кого не секрет, что 99% ведущих конкурсов мира (а их во Всемирной федерации всего 120) финансируются либо государством, либо городским бюджетом. Все эти россказни об огромных взносах «частных лиц» — не более чем разговоры бабушек на скамейке о «тысячах» у соседа.      

— Кто финансирует конкурсы Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов?

— В этом году специально выяснял буквально у каждого из директоров конкурсов и понял, что наш Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица ничем не отличается от других. Действительно, призовой фонд Дирекция любого конкурса старается получить от меценатов, т.к. в любом государстве мира выплата премиального фонда затруднена всякими юридическими и финансовыми ограничениями. Но аренда залов, оркестров, оплата труда жюри, оплата пребывания участников — эти расходы ВСЕГДА берет на себя финансирующая организация (а я уже подчеркивал, что это или государство, или город). Поэтому сказать пока ничего не могу, но уверенность постепенно (с приближением Нового года) становится все меньше.

— Возможно ли, что Конкурс Горовица не состоится и в 2016 году?

— Давайте представим: а что будет, скажем, если в апреле конкурса не будет? Что? Кто из чиновников этого боится? Ну не будет такой страны Украина во Всемирной федерации... Его — чиновника — кто-нибудь обвинит? Нет. Он всегда найдет «виновных», даже если гипотетически предположить, что такой вопрос будет задан.

Сейчас в Федерации от России — Конкурс Чайковского в Москве и Конкурс И. Мравинского в Петербурге, от Украины — Конкурс В. Горовица, от Грузии — Конкурс пианистов в Тбилиси, от Азербайджана (принят в 2013 на Ассамблее в Тель-Авиве) — Конкурс в Баку, от Армении (принят в 2015 в Больцано) — Конкурс А. Хачатуряна в Ереване. Все! А  что будет в 2016-м — посмотрим...

Лидия НОВОХАТЬКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ