Музыкальная деятельность людей — явление достаточно сложное, и условно мы можем подразделить ее на несколько этапов: создание произведения, его воспроизведение или исполнение, распространение и пропаганда и, наконец, восприятие. Что же не срабатывает в этой «высоковольтной передаче»?
НУЖЕН ЛИ ГОСЗАКАЗ?
Государственные программы бывшего СССР — системы госзаказов и госзакупок — были направлены на создание единого музыкального фонда фоно- и видеозаписей произведений украинских композиторов в исполнении известных украинских музыкальных коллективов и талантливых солистов-исполнителей для популяризации их произведений, а также для пропаганды лучших образцов музыкального искусства Украины как у нас в стране, так и за рубежом. Постепенно происходило накопление драгоценного музыкального материала, который и положил начало созданию единого архивного фонда фоно- и видеозаписей Государственного комитета телевидения и радиовещания, который теперь называется «золотым» фондом Украины.
Практически все, что записано и сейчас является национальной гордостью Украины, создано оркестром Национального радио или при его участии (в прошлом оркестр Гостелерадио УССР). За 75 лет существования оркестра почти все наиболее значимое, что создано украинскими композиторами за этот исторический период, записано именно нашим коллективом. Поддержка и пропаганда наиболее талантливых произведений, отражающих самобытность украинского народа, есть цель и смысл работы оркестра Национального радио. А государство, в свою очередь, поддерживая музыкальных деятелей, выступает гарантом сохранения и постоянного приумножения национального архива-сокровищницы. И в этом контексте системы госзаказов и госзакупок выглядят очень актуальными и своевременными.
РАБОТА «НА ВЕКА» У НАС СТОИТ ДЕШЕВО
Гораздо легче отыграть любой концерт, чем работать в пустом зале один на один с микрофоном, который бездушно и, как кажется, недоброжелательно подчеркивает малейшие неточности исполнения. Многие исполнители боятся микрофона. И это понятно… За 75 лет существования оркестра в фонотеке радио собраны десятки тысяч записей, на многих из которых стоит пометка «хранить вечно». Это увеличивает и без того тяжкий груз ответственности.
Но записанная музыка не должна напоминать некие «консервы». Необходимость сохранения иллюзии присутствия живого слушателя, «дыхания» зала, свободного музицирования заставляет музыкантов оркестра работать с максимальной концентрацией сил и эмоций. Кроме того, существуют жесткие требования технического порядка. Исполнение должно быть безупречным с точки зрения ансамбля, интонации, интерпретации. Малейший посторонний шум приводит к остановке процесса записи и повтору. Нельзя шелестеть страницами нот, шевелиться, громко дышать. И так в течение четырех часов! Вы представляете эту ответственность и степень напряжения? А количество затраченной энергии? Понимая специфику работы оркестров радио, во всех странах мира музыканты, работающие в них, являются самыми высокооплачиваемыми среди своих коллег. У нас все наоборот. Артисты симфонического оркестра Национального радио получают в пять (!) раз меньше, чем в аналогичном по званию и регалиям концертном коллективе.
Оркестр радио Украины работает в очень сложных условиях: низкая материальная база, отсутствие репетиционных помещений, большое количество других проблем. Симфонический оркестр — сложный и дорогой «механизм», требующий постоянной заботы. Руководство Национальной радиокомпании давно наплевательски относится к проблемам оркестра. Несколько раз переносимое торжество по случаю 75-летия оркестра (2004 г.) так и не состоялось. Разве такого отношения заслуживают музыканты, работающие в оркестре по тридцать и более лет? А какие они талантливые и скромные люди!
Назову несколько имен. Яков Менделевич Рабинович — удивительный музыкант, патриарх оркестра, его живая история и легенда, самый авторитетный, мудрый и уважаемый в коллективе человек. В его трудовой книжке только одна запись: «1940 год. Артист оркестра радио Украины». За все эти годы только один раз был перерыв в работе музыканта. Рядовой, пехотинец Рабинович прошел войну от первого и до последнего дня. 65 лет работы в оркестре! Где вы, издатели книги рекордов Гиннесса? И этот музыкант до сих пор так и не получил звания «Заслуженный артист Украины». Или Людмила Никитична Гулей — скромный и преданный музыке человек, получающая 300 грн. Она пришла в оркестр радио молодым специалистом, да так и осталась в коллективе артистов-радийцев, отдавая ему любовь, вдохновение и всю свою жизнь. Достойно преодолевая жизненные коллизии, практически самостоятельно поднимая двоих детей. Ее дочери — лауреаты многих республиканских и международных конкурсов — представляют искусство Украины на самых престижных музыкальных форумах.
Окружающие меня люди не могут понять, ради чего лично я 20 лет овладевал профессией: сначала музыкальная школа и училище, потом три консерватории (среди которых факультет оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории), аспирантура, тридцать лет работы симфоническим и оперным дирижером. Записал более сотни сочинений только в фонде украинского радио, — и каков результат? Вы знаете, я наивно полагал, что если стану хорошим специалистом, то государство непременно заметит и оценит мой труд. Нет, не в смысле наград и почетных званий, а в смысле создания условий для осуществления задуманного, возможности работать с полной отдачей, а не тратить силы и время на борьбу с ежедневными трудностями.
«АЛКОГОЛИЗАЦИЯ» ЭФИРА И «КЛЮЧЕВАЯ ВОДА» — ПО НОЧАМ
Я считаю, что обязанностью государственного руководителя является постоянная забота о душевном здоровье нации. Совсем не нужно заставлять массу людей слушать классическую музыку с утра до ночи, а шедеврами балетной музыки заполнять «траурное» телерадиопространство страны в связи со смертью высоких чиновников, как это произошло с «Лебединым озером» П. Чайковского, показывать которое по ТВ с некоторых пор считается дурным тоном. Всему свое место. Во всем должны быть соблюдены пропорции.
Эстрада, как алкоголь, хороша и даже полезна в определенных количествах. Постоянный перебор ведет к тяжелой болезни и разрушению. Где же находятся музыкальные источники с чистой «ключевой водой»? Есть в украинской музыке достаточное количество достойных сочинений. Всю эту музыку необходимо систематизировать и объединить в «Золотой музыкальный фонд Украины».
Моей давней мечтой является создание «Антологии украинской музыки», выпуск серии компакт-дисков «Выдающиеся украинские исполнители». Нам есть чем гордиться и что показать миру. Многое уже записано, и не только оркестром радио, но и другими нашими коллегами. Все эти записи хранятся в фонде Национального радио Украины. Создание межведомственной комиссии под патронатом правительства Украины могло бы объединить усилия специалистов разных ведомств для реализации проекта создания «Антологии украинской музыки»: сначала ее теоретической базы (учебники, методическая литература), а затем и выпуска самой серии компакт-дисков, способной удовлетворить всех: от мала до велика, от любителей до профессионалов.
Сегодня в специализированных магазинах найти записи украинских композиторов почти невозможно. На наши просьбы наладить выпуск компакт-дисков чиновники от радио отвечают отказом, мотивируя это тем, что на рынке наша продукция не будет пользоваться спросом. А между тем, только в Европе более 20-ти тысяч библиотек, которые в обязательном порядке закупают все выходящие компакт-диски, плюс специализированные магазины и просто любители музыки.
Но «Антология…» сможет появиться на свет только при одном условии. Если она войдет в сферу стратегических национальных интересов государства, и работа над ней им же будет финансироваться.
Музыкальные школы, училища (особенно на периферии), консерватории испытывают в «Антологии…» острую нужду. Мне рассказывали работники фонотек музыкальных учебных заведений, что они по ночам пытаются хоть что-то записать с эфира, так как канал «Культура» начинает работу в три часа утра...
У нас в стране почти отсутствует музыкальная критика. Без предварительных анонсов даже интересные концерты не собирают полные залы. Обидно, когда прекрасно исполненные программы остаются прессой незамеченными, и наоборот, ее молчание позволяет работать спустя рукава, играть что угодно и как угодно.
ДОМ ИСКУССТВА
Любой музыкант хотел бы выступать в концертном зале с хорошей акустикой. Моей давней мечтой было создать «Дом искусства», где наряду со звучащей музыкой присутствовали бы и живопись, и скульптура, и элементы театрального действия. Кроме главной концертной сцены страны — зала Национальной филармонии, есть необходимость строительства в Киеве еще одного концертного зала. А пока можно использовать Большую концертную студию Дома звукозаписи на станции метро «Кловская», где базируется и постоянно работает оркестр Национального радио. Это зал с великолепной акустикой. Конечно, он нуждается в определенном ремонте, и тут потребуется помощь спонсоров и государства. В этом зале можно проводить презентацию лучших образцов украинской национальной музыки, делать записи для радио и телепередач.
...На одном из концертов в зале Национальной филармонии Украины, который был посвящен юбилею симфонического оркестра Национальной радиокомпании Украины, была исполнена симфоническая поэма Р. Штрауса «Дон-Кихот». Это сочинение выбрано мною не случайно. Все мы Дон-Кихоты: боремся с ветряными мельницами и терпим поражение. Но мысль о том, что мы делаем очень важное, нужное и доброе дело, дает нам жизненные силы для дальнейшей творческой работы. А одобрение и поддержка слушателей — яркое тому подтверждение.
СПРАВКА «Дня»
Вячеслав БЛИНОВ родился в 1950 году в г. Рязани.
Выпускник Горьковской консерватории (1975 г.) и Московской консерватории (1979 г.).
В 1983 году закончил ассистентуру-стажировку при Новосибирской консерватории у профессора А.Каца. С 1979 г. по 1988 год — дирижер симфонического оркестра Красноярской филармонии. Затем был художественным руководителем и главным дирижером Днепропетровского симфонического оркестра. Много гастролировал, принимал участие и был членом жюри международных фестивалей «Киев-Музык-Фест», «Музыкальные диалоги», «Фестиваль премьер» и др.
В 1991 году за пропаганду украинского музыкального искусства и высокое исполнительское мастерство Блинову В.К. присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Украины». С 1997 года Блинов В.К. работает главным дирижером симфонических программ Днепропетровского театра оперы и балета. С 1999 года возглавляет один из известнейших коллективов страны — Заслуженный симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины. Ныне этот коллектив носит почетное звание Академический.
Имя дирижера Блинова В.К. широко известно как у нас в стране, так и за рубежом благодаря записям на радио и телевидении, пластинкам и компакт-дискам, в которые вошли жемчужины мирового и национального музыкального наследия.
Научной ассоциацией Американского биографического института имя дирижера Блинова В.К. внесено в список выдающихся деятелей конца ХХ столетия.