Каждый год публикация списка претендентов, выдвинутых на cоискание Национальной премии имени Тараса Шевченко в сфере музыкальной культуры, вызывает у специалистов как минимум удивление: в одной номинации оказываются представители разных профессий, мастера разных жанров — композиторы и исполнители, певцы и дирижеры, представители академического и массового музыкальных течений. Так произошло и теперь. Ну скажите, пожалуйста, как можно сравнить творчество черниговского дирижера Николая Сукача и рок-группы «Кому вниз?», сольные программы Людмилы Довгань из Одессы и масштабные проекты при участии хоровой капеллы «Почайна»? Получается что-то наподобие «что лучше: зеленое или длинное»? Тем не менее, попробуем поговорить о некоторых наиболее масштабных номинантах.
ГЕТМАНИАНА
Грандиозная постановка оперы К. Данькевича «Богдан Хмельницкий», посвященная 410-летию со дня рождения великого гетмана и 100-летию со дня рождения выдающегося автора музыки, бесспорно, стала одним из наиболее значительных событий прошлого года в культурно- творческой жизни нашей страны. Во-первых, на протяжении последних десятилетий украинские оперные театры совсем не радуют почитателей отечественными постановками, отдавая преимущество проверенной временем и ангажированной на Западе классике. Во-вторых, опера «Богдан Хмельницкий» — патриотическое произведение, воспевающее славные страницы истории Украины — для пороссийского Донецка факт очень важный. В добрый час сошлась группа единомышленников, и талантливый вклад каждого из них привел к появлению «продукта» высокой художественной ценности. Итак...
Дирижер-постановщик Василий Василенко — заслуженный деятель искусств, выпускник Львовской консерватории — достойно проявил себя и как автор музыкальной редакции произведения (она «укоротилась» почти вдвое), и как главный дирижер, умелой рукой выведший мощный исполнительский «корабль» к успеху. Роботу над «Богданом Хмельницким» господин Василенко начал еще десять лет назад, когда возглавлял Одесскую оперу (родной город К. Данькевича), но понимал, что для воплощения замысла нужны мощные силы...
Режиссер Василий Вовкун, известный многочисленными масштабными творческими проектами, отличился и в синтетическом жанре музыкального театра. Опера «Богдан Хмельницкий» получилась зрелищной, масштабной, наполненной многими деталями-символами («живая» картина репинских «Запорожцев», кобзарский «журавлиный ключ», сцена подготовки к битве под Желтыми Водами и тому подобное), воспринималась, что называется, на одном дыхании.
Немалая заслуга в создании зрелищного действа принадлежит и художникам-постановщикам Тадею и Михаилу Рындзакам. Чего стоит только нарядный занавес с символом — гетманским гербом или огромный задник — карта Украины (копия с Боплана), чьи дороги и речки ведут непосредственно на сцену. Бесспорно, общему успеху спектакля немало способствовали также вокальное и актерское мастерство Степана Пьятничко — исполнителя главной роли, благодаря которому образ гетмана получился многоплановым и убедительным.
ПРОРОК
Постановка оперы М. Скорыка «Моисей» в Национальной опере Украины, открывшая юбилейный год Великого Каменяра, также, безусловно, стала важным событием в творческой жизни столицы и была с энтузиазмом воспринята многочисленными ценителями. Во-первых, я уже отмечала значение именно украинской оперы. К тому же образ Моисея, выведшего свой народ из рабства и неволи, для Украины очень символичен и, к сожалению, еще и до сих пор актуален — слишком животрепещущими в памяти были события оранжевого Майдана. Вне конкуренции глубоко национальная, философская музыка Мирослава Скорыка, безусловно, стала доминантной составляющей успеха. В общем, концептуально правильно интерпретировал ее дирижер- постановщик Иван Гамкало. Неплохо справился со своим заданием — созданием сложного трагического образа главного героя — Сергей Мегера. Поскольку огромная нагрузка в произведении приходится именно на хор (это скорее опера-оратория), то понадобился гениальный талант и удивительный характер главного хормейстера Киевской оперы Льва Венедиктова, чтобы превратить «человеческую толпу» в действенный, сложный организм — равноправного коллективного героя оперы. Можно спорить об успешности находок режиссера- постановщика Анатолия Соловьяненко, но его юный возраст прощает некоторые просчеты.
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА
Фигура Николая Гобдича воистину уникальна для украинской музыкальной культуры. Судите сами: за 15 лет — с тех пор, как он возглавил камерный хор «Киев» — коллектив стал ведущим среди аналогичных составов по своим исполнительскими возможностями, получил самые высокие награды на семи авторитетных международных конкурсах. «Киев» высоко пронес славу украинского хорового пения в 19 странах, пел в самых престижных залах мира, выступал перед первыми лицами — королями и президентами. 27 записанных коллективом компакт- дисков (как и выпущенные издательством хора «Киев» нотные сборники) — настоящая антология украинской хоровой музыки, уникальная сокровищница наших творческих достояний, пример для наследования и энциклопедия для изучения.
Нерядовым творческим событием стал и начатый по инициативе М. Гобдича хор-фест «Златоверхий Киев», который за десять лет открыл широкой общественности огромный массив подзабытой и новой хоровой музыки, стал своеобразной хоровой ассамблеей для украинских хормейстеров и настоящим праздником хоровой музыки для меломанов. Фестиваль по своему содержательному наполнению и художественному уровню не только достиг, но и далеко перегнал многие аналогичные европейские мероприятия. А творческий проект Николая Гобдича «Тысяча лет украинской духовной музыки» камерного хора «Киев» уже можно занести в «золотую сокровищницу» мировой культуры.
«МИСТЕРИЯ ТИШИНЫ»
Ценным приобретением украинской музыкальной сокровищницы являются произведения композитора Геннадия Ляшенко. Хотя в творчестве автора есть композиции разных жанров (балет, камерные ансамбли, концерты, квартеты для разных составов, вокальные циклы, пьесы и так далее), он все же считается, прежде всего, мастером масштабных симфонических полотен (в его творческом багаже 5 симфоний, 2 симфониетты, сюита «Карпатские новеллы» и так далее), и является одним из самых больших профессионалов в этом, не слишком популярном сегодня жанре. Хотя творчество композитора было неоднократно отмечено (он — заслуженный деятель искусств, народный артист Украины, лауреат Премий им. М. Лысенко и Б. Лятошинского), имя его меньше «на слуху» у широкой общественности из-за исключительной скромности автора. Между тем самые известные нотные издательства мира заранее готовы печатать все его произведения. На протяжении более четырех десятков лет преподавательской деятельности Г.И. Ляшенко воспитал плеяду молодых мастеров из Эквадора, Австралии, Сербии, Хорватии, а некоторые из его украинских учеников (М. Ковалинас, И. Тараненко) сегодня сами преподают композицию.
Композиции, вынесенные на соискание Шевченковской премии, д ают представление о мере таланта и разносторонности автора. Так, Концерт №2 для виолончели с оркестром — воплощение бесконечной борьбы-соревнования Мастера с окружающим миром, с механистическим Временем, с самим собой. «Музыка» для фортепьяно с оркестром — яркий пример ансамблевого музицирования, жажда всеобщего и абсолютного совершенства. Кантата «Витражи и пейзажи» на стихи Б. И. Антонича для хора a cappella — мастерское проникновение в сложный и изысканный мир поэтики Антонича, переплетение акварельных пейзажных зарисовок и драматических переживаний одинокой личности. Кантата «Мистерия тишины» для хора a cappella на стихи фрагментов из поэм «Катерина», «Утоплена», «Причинна», «Сон» — ночная фантасмагория, наподобие гоголевских, где гротеск соединяется с чувственностью, готические конструкции изменяются тонким звукописанием светотеней. Каждое из произведений Г. Ляшенко отмечено философской глубиной и эмоциональностью, является примером высокой духовности и яркой национальной определенности.
Хочется пожелать всем номинантам, чтобы наше государство наконец повернулось лицом к представителям своей духовной культуры, осознало, что это является самым большим ее достоянием и ценностью. Возможно, тогда что-то изменится и в других сферах нашего бытия?