До прошлого года, больше известный как писатель, киевский журналист Андрей Кокотюха, сосредотачивал силы на художественных произведениях. Только с выходом «Криминальной Украины» — для нас первой книги основанной на громких уголовных делах — предстал перед читателем в новом амплуа. И если продолжать издавать такую ежегодную криминалистику только в планах, недавнее перевоплощение «Почему Украина не Россия» уже дало свои побеги. — Эта работа, — говорит автор, — не политический заказ, поскольку я сам аполитичен. Но когда прошлогодняя аналогичная российская версия «Почему Россия не Америка» обстоятельно разъясняла (даже если макдональдсы построили на каждой «арбаторусской», американский образ жизни все равно останется для них чужд. — Авт. ) то украинская, исходя из ментальности и образа мышления, просто сравнивает извечные отношения, не прибегая к каким выводам.
И, судя уже по собственному опыту, относительно названия замечу, — это абсолютное провоцирование читателя. Эдакое побуждение по инерции к определенным алюзиям. Тем более что выпады без знака вопроса сразу же настраивают на то, что ожидаемая полемика обещает быть действительно интересной. Тем не менее работа состоит из 10 разделов, в которых поднимаются уже, казалось бы, официально несуществующие языковые вопросы, извечная проблема независимости относительно «брата старшего», сугубо авторское относительно русофобии и украинофобии, отстаивание собственно украинской культуры и тому подобное. — Когда я был в Германии, — вспоминает автор, — на одном из квартирных фуршетов знакомого художника говорили о Пушкине. Выяснилось, там до сих пор воспринимают Украину как часть бывшего Советского Союза, исходя из чего, неважно — татарин ты или горец кавказский — был и остаешься единым российским народом. Было очень тяжело объяснить, что все мы очень разные. Получается, что проблема до сих пор актуальна.
Сам Андрей оправдывает свое русское «Почему...» тем, что украиноязычные украинцы, по его мнению, уже давно знали обо всем, описанном им, из других книг, читать которые обрусевшие соотечественники принципиально отказывались. Однако сейчас, забегая далеко вперед, он знает уже наверняка, что второе издание даст абсолютно новую информацию для серьезных размышлений даже для патриотов... Как бы там ни было, в книге, которую сейчас презентовали, прослеживается и четкая авторская позиция. Например, что касается российского фильма «Брат-2», который многие киноведы клеймят антиукраинским, Кокотюха отстаивает его сугубо коммерческий характер. А относительно режиссера, — тот разве что играет настроениями и не больше. К тому же, разве экранизированную нами идею своего же украинства в «Молитве за гетмана Мазепу» нельзя свести к тому, что Петр I был гомосексуалистом?! Да, это действительно было бы несерьезно. Еще на уровне фольклора, как неоднократно отмечал автор, между русскими и украинцами прослеживаются весомые разграничения. Взять хотя бы героев народных сказок. Их, то есть русские добры молодцы, когда и идут в бой, то, как правило, потому что сами хотят на царский престол или, освобождая из плена царскую дочь, потом, в вознаграждение, на ней же обязательно и женятся. Получается, что они все делают ради выгоды. А если брать нашего Кирилла Кожемяку... такие думают только об общих интересах, подсознательно олицетворяя любую власть со всемирным злом. Поэтому, если у россиян большинство сказок и построено на убийстве, то у нас, большинстве случаев — на кражах.
А вообще автор сознается: «Если кое-кто увидит здесь антинаучный подход, это вовсе не моя вина. Тем более, это даже не было основой. Я, в силу своего гражданского понимания и журналистской практики, языком простым и доступным, как мог, так обо всем и рассказал, как мог, так и осветил, а вы думайте и делайте выводы».