В Национальной филармонии Украины состоялся необычный концерт. Согласно объявленной программе это был вокальный вечер, в котором оперные солисты, молодые и более опытные, выступали с исполнением популярных арий из опер западноевропейских композиторов. Прозвучали такие хиты, как песенка Герцога из оперы «Риголетто» (Игорь Борко), каватина Лючии из «Лючии ди Ламмермур» (Сусанна Чакоян), ария Лепорелло из «Дон Жуана» (Андрей Гонюков), ария Эболи из «Дон Карлоса» (Мария Березовская). Исполнялись также отрывки из произведений, которые не идут на сцене Национальной оперы Украины. А все участники концерта являются солистами этого театра, по мастерству и таланту которых можно судить об уровне вокальной культуры нашей ведущей оперной сцены. Но героем вечера и автором его идеи были совсем не наши вокальные звезды, а пианистка Галина Дуденкова, чья творческая жизнь связана со столичным оперным театром на протяжении многих лет. Концерт стал ее творческим отчетом, а вместе с тем — подарком любимому концертмейстеру, преподнесенным его участниками. Приветствовать коллегу пришли также многие известные музыканты, которые находились в зале.
Концертмейстерам принадлежит особая роль в закулисной стороне подготовки оперных спектаклей. Они начинают работу над будущей постановкой, разучивая партии с певцами, и продолжают быть рядом с ними до самого их выхода на сцену. Концертмейстеры должны быть прекрасными пианистами, способными, образно говоря, заменить оркестр, чувствовать и передавать его краски, фактуру, богатство линий. Вместе с тем они становятся первыми помощниками певцов, разбираясь в вокальных тонкостях, помогая контролировать характер звучания голоса и — что немаловажно — формировать отношение к будущему вокально-сценическому образу. И при этом их огромный труд остается незаметным, в отличие от фигуры дирижера как руководителя всего процесса, который находится на виду как главное действующее лицо спектакля.
Галина Дуденкова рискнула вынести результаты своего труда в филармонический зал, который предъявляет к выступающим в нем музыкантам особые требования. Здесь оперным певцам не помогают, как в театре, эффектный костюм, декорации, мощное звучание оркестра и хора, от нюансов музыкальной интерпретации не отвлекает сценическое действие. Можно сказать, что внимание и слух подготовленной аудитории знатоков просвечивает, как рентгеновским лучом, каждую деталь исполняемого номера. И единственной опорой и надежным партнером остается для певца сидящий за роялем пианист-концертмейстер. Так было и в этот вечер. Что-то удалось лучше, что-то не до конца убедило. Но важно то, что исполняемый концертный репертуар, хотя и не выходил за рамки достаточно популярных названий, оказался шире оперной афиши театра. Так, было интересно услышать в мастерском исполнении Андрея Маслакова эффектную арию Мефистофеля из одноименной оперы А. Бойто. Прекрасно прозвучала (в интерпретации Зои Рожок) яркая Севильяна из редко идущей оперы Ж. Массне «Дон Сезар де Базан». Интересно было услышать в исполнении Аллы Родиной и Марии Березовской дуэт из оперы Л. Делиба «Лакме». Украсили концерт выступления Дмитрия Агеева, Катерины Стращенко, уже упомянутые — Сусанны Чакоян и Игоря Борко. О героине вечера, об особенностях сложной профессии оперного концертмейстера рассказала ведущая, лектор-музыковед Светлана Корецкая.
Такие редкие проекты чрезвычайно важны для совершенствования наших певцов, для расширения диапазона их деятельности. Важны они и для публики, которая получает возможность аккордно познакомиться с разными поколениями ведущих солистов первой оперной сцены страны, оценить их профессиональную подготовку и музыкальную одаренность. А для пианиста это становится серьезным испытанием и важным экзаменом, который Галина Дуденкова выдержала с честью.