Всего-навсего в нескольких шагах от киевской фан-зоны (с ее громкими развлечениями и тысячами фанатов), в филармонии — совсем другой мир. В течение последних двух недель здесь проходило прослушивание участников и определение победителей IX Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица. На этот раз — в средней и старшей группах.
Пусть в материале о конкурсе молодых пианистов цифры менее уместны, чем в разговоре о футбольном первенстве, зато — не менее красноречивы. Среди 12 лауреатов нынешнего конкурса Горовица: шестеро — россияне, четверо — украинцы, по одной представительнице из Китая и Грузии. При этом первые места и в средней, и в старшей группах заняли россияне — 16-летний Александр Кутузов и 24-летний Александр Синчук. Кроме участников из Украины, России и Китая, которых было на конкурсе больше всего (соответственно 22, 18 и 14), в Киев приехали также молодые пианисты из Латвии, Литвы Азербайджана, Грузии, Южной Кореи, Франции, Италии, США, Беларуси, Японии и Канады.
Относительно того, кто станет победителем в средней группе, кажется, сомнений не было с самого начала. Как только студент Московского государственного музыкального колледжа имени Ф.Шопена Александр Кутузов выступил в первом туре, сыграв Баха, Бетховена, Шопена и «Утро в лесу» нашего земляка Игоря Шамо, зал (после бурных оваций) зашептал: «это — победитель!». И в конечном итоге оказался прав... По-видимому, в среде ценителей классической музыки слухи распространяются с не меньшей динамикой, чем в более «прозаичных» кругах, ведь уже во II-м и III-м турах на прослушивания Александра Кутузова было не протолкнуться.
— За молоком и хлебом я ходить не могу, вместо меня это делают мои молодые помощники, а сюда, на конкурс Горовица, прихожу, буквально убегаю, — самоиронично говорит дама в возрасте, сидящая рядом. — Сегодня пришла специально, чтобы послушать Кутузова. Вот она — сила искусства, которое требует жертв.
В последние дни конкурса в Колонном зале имени Лысенко — аншлаг за аншлагом. Уже во время третьего тура работники филармонии вынуждены были выдавать на входе номерные талоны, чтобы в помещение не прошло больше людей, чем вмещает зал (а вмещает он как для филармонии европейской столицы очень немного). Следовательно, услышать, как играют молодые таланты в сопровождении оркестров — Национального симфонического под руководством Владимира Сиренко и Академического симфонического оркестра Национальной филармонии под руководством Николая Дядюры — удалось далеко не всем желающим. Хотя самые стойкие надежды не теряли: и несколько дней подряд у входа в филармонию собиралось немало людей, боровшихся (иначе не скажешь!) за право попасть внутрь. Каким было это «филармоническое столпотворение» по уровню толерантности и терпимости к ближнему своему — отдельный предмет для анализа. Но, кажется, эти аншлаги и очереди связаны не только с тем, что вход на мероприятие в рамках конкурса — традиционно бесплатный. По-видимому, это что-то большее. Или же более серьезное. Остается только удивляться: как причудливо в украинцах иногда совмещается агрессивная закалка, выработанная в советских очередях, и тяга к упомянутой моей собеседницей «силе искусства». Хорошо было бы, чтобы последнее в конечном итоге у нас победило...