Одной из главных премьер Международного кинофестиваля в Риме стал новый фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Youth Without Youth» («Молодость без молодости») — драма о пожилом профессоре лингвистики, который, пережив удар молнии, опять становится молодым. Дело происходит накануне Второй мировой войны, и нацисты хотят использовать уникального героя в своих опытах по созданию новой расы... С великим американским режиссером, автором «Крестного отца» и «Апокалипсиса сегодня» побеседовали izvestia.ru
— Вы почти десять лет не снимали кино. Почему?
— Кино — лотерея, где все должно совпасть: начиная от не занятых в других проектах актеров и заканчивая удачным договором со страховой компанией. Помимо съемок «Юности» я все эти годы писал очень амбициозный сценарий под названием «Мегалополис». Что из него выйдет, пока не знаю.
— Как себя чувствуете, включившись в кинозабег?
— Знаете, старый человек способен делать все то же, что и молодой, только реже. Если вы мне скажете: «Поднимись по лестнице», я пойду, но буду охать и стонать. А если вы скажете: «Поднимись по лестнице, там можно снять прекрасный кадр», я побегу, перепрыгивая через две ступеньки. Кино придает сил, но, конечно, то, что ты раньше делал за пять дней, теперь делаешь за шесть.
Я всю жизнь, страшно сказать, любил снимать фильмы больше, чем получать за них гонорар. Поэтому всегда делал в кино все от начала до конца: сам писал сценарий, сам находил деньги, сам снимал, сам монтировал. Так было с «Людьми дождя» и с «Разговором». Так было и с «Крестным отцом», но этот фильм поставил мою жизнь с ног на голову. Я ни с того ни с сего стал знаменитым, важным и богатым и уже не мог плюнуть на все и начать экспериментировать с таким азартом, будто снимаю свою первую картину. Я был вынужден идти дорогой, которую отчасти выбрал сам, отчасти мне указали. И только сейчас, спустя 35 лет после «Крестного отца», решился снова стать молодым. Да, у меня за плечами карьера, но я, как и любой студент, делаю кино, которое не знаю, как надо снимать, и задаю вопросы, на которые не знаю ответа...
— Что для вас было главной проблемой на съемках «Молодости»?
— Я мучительно ищу ответ на вопрос — как дать зрителям понять, что думает герой. Как провести границу между реальностью и воображаемым миром. Я очень стараюсь что-нибудь придумать и надеюсь, что мне повезет. Как писал Кант, возможности нашего разума ограниченны, зато интуиция и любовь к красоте или наукам помогают видеть дальше. Пока люди считали, что Земля плоская, она действительно была плоской. Потому что они ходили пешком или в лучшем случае ездили на осле. Но как только они пересели на корабли и отплыли подальше от своего дома, Земля стала круглой. Так и мы думаем, что существуют мужчина и женщина, добро и зло, верх и низ, а вдруг, если копнуть глубже, окажется, что ничего этого нет? Вот я и пытаюсь копать глубже. А еще люблю нарушать правила. «Апокалипсис сегодня» нарушал правила, поэтому сразу после премьеры его назвали худшим фильмом в истории кино, зато сейчас, кого ни спроси, все его смотрели.
— Вы довольны своей карьерой?
— В моей семье самым важным был талант. Я ужасно боялся, что окажусь неталантливым. Я был не так красив, как брат, и не так хорошо учился, как сестра. Я не умел рисовать, танцевать или играть на пианино и очень из-за этого переживал. Все считали меня гадким утенком. Но оказалось, что я тоже кое-что могу. Я оказался первым в семье, кто по-настоящему добился успеха и открыл дверь в кинематограф для всех Коппола, благодаря чему таланты моих родственников тоже получили высокую оценку. Впрочем главный фильм своей жизни я так и не сделал. Хотя, возможно, он будет моим следующим проектом. Я страстно хочу снять фильм о своей семье. Конечно, не автобиографию, иначе меня просто пристрелят. Это будет история об итальянских эмигрантах в Америке. Но в каждом из героев будет немножко от меня самого, а немножко — от членов моей семьи.
— Но вы уже сняли фильм о семейных ценностях — «Крестный отец».
— Этот проект должен был провалиться. Продюсеры были недовольны тем, как продвигаются съемки, а я ничего не знал о мафии, потому что мне было только 29 лет. Зато у меня уже было трое детей, так что об итальянской семье я знал все. Поэтому взял американских эмигрантов и постарался засунуть их в гангстерский фильм. В новой картине бандитов не будет. Надеюсь.