Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Королевство» Рихарда Вагнера

В этом году на знаменитом оперном фестивале в Байройте (Германия) побывали молодые музыканты — представители Киевского, Харьковского и Львовского вагнеровских обществ
17 августа, 2015 - 17:09
ПОРТРЕТ РИХАРДА ВАГНЕРА (АВТОР — ЯСОН ЗАЙЛЕР ДЛЯ ГАЗЕТЫ DER SPIEGEL) / ФОТО C САЙТА WORKBOOK.COM

Украинским стипендиатам повезло убедиться, что сейчас «музыкальное королевство» Рихарда Вагнера расцветает, привлекая к себе лучших певцов, дирижеров и постановщиков со всего мира.

Напомним, идея возможности посещения элитного феста для молодых художников принадлежала самому его основателю. В 1882 г. по его инициативе начал действовать «Стипендиальный фонд Рихарда Вагнера» («Richard-Wagner-Stipendienstiftung»).Важнейшей задачей этой мощной институции, по словам маэстро, стало «открытие молодым музыкантам пути к искусству, предоставление возможности бесплатного входа на спектакли, и если необходимо, возмещение расходов на поездку и проживание». И вот уже почти два десятилетия (!) такую возможность получают наряду с представителями других стран молодые активисты трех украинских Вагнеровских обществ. Например, от Киевского общества, которое начало действовать в ноябре 1996-го, уже получили рекомендацию и смогли побывать в Байройте 32 молодых художника — певцы, пианисты, скрипачи, композиторы, музыковеды, театроведы.

В этом году киевскими Вагнеровскими стипендиатами стали двое (Ирина Богданова, музыковед и недавняя аспирантка Национальной музыкальной академии Украины и Александр Бегма, дипломированный пианист, а теперь еще и студент актерского факультета Национального университета театра и кино и телевидения им. Карпенко-Карого).  Мы посетили три спектакля.  Первым был «Зигфрид», третья часть тетралогии «Перстень Нибелунга». Спектакль прошел под руководством Кирилла Петренко — ныне одного из ведущих оперных дирижеров, генерального муз-директора престижного Мюнхенского оперного фестиваля. Маэстро нашел время для общения с нами — стипендиатами. Его мысль о предложенной режиссерской интерпретации оперы полностью совпала с убеждением аудитории: эпатажную постановку спасла величественная музыка Вагнера и фантастический исполнительский уровень певцов и оркестрантов. Зато сценические эксперименты режиссера Франка Касторфа, направленные на сознательное пародирование вагнеровской драмы, временами вызывали возмущение зрителей.

Неоднозначную реакцию публики вызвал и «Лоэнгрин», воплощенный на сцене известным режиссером старшего поколения Хансом Нойенфельсом. Этот спектакль уже не первый год значится в фестивальной программе, а два года   назад даже был показан во время телевизионной трансляции. По сложной философской концепции опытного постановщика, благородный Лоэнгрин (Клаус Фогт) прибывает в гротесковое королевство крыс, своим присутствием способствуя постепенному превращению их в человеческие существа. В то же время в центре внимания оказывается личная драма Эльзы: певице Аннети Даш удалось воплотить всю бездну сомнений, тревог и мук, которые выпали на долю героини.

Наиболее корректной относительно начального авторского замысла выглядела постановка «Тристана и Изольды». Ее режиссером выступила правнучка композитора, которая теперь возглавляет фестиваль, Катарина Вагнер. Ничего не нарушало неспешное, медитативное течение времени, свойственное шедевру Вагнера. Феноменально гибкий и выразительный оркестр под руководством Кристиана Тилмана как можно лучше реализовал идею композитора об оркестре как душе оперного спектакля. При этом любовная драма Тристана (Стефен Голд) и Изольды (Эвелин Херлитциус) была раскрыта во всем необъятном величии и чистоте.

Ныне произведения Вагнера являются постоянной частью репертуара оперных театров разных стран. Однако абсолютно исключительная удача — услышать Вагнера именно в Festspielhaus, уникальном театре, построенном по проекту самого композитора. Лишь здесь слушатели могут полностью постичь творческие замыслы маэстро. Аскетическое деревянное здание театра сохранилось почти в неизменном виде с 1876 года! Зрительный зал лишен лишнего декора, громоздких лож и ярусов. Места расположены таким образом, что со всех уголков можно без препятствий созерцать сцену. Техническое оснащение театра позволяет сценографам реализовывать самые смелые эксперименты. Совершенную акустику обеспечивает потолок, сформированный из плотной проклеенной ткани. Но главным изобретением Рихарда Вагнера является оркестровая яма: композитор решил полностью скрыть оркестр от зрителей для создания «эффекта присутствия» на сцене и впечатления звучания инструментов словно из «мистической бездны».

Кстати, все стипендиаты, которые в разные годы посещали Вагнеровский фестиваль, соглашаются в одном: каждая улица, каждое здание Байройта несет на себе отпечаток присутствия духа великого композитора. Не суть важно, где вы находитесь: или на вилле  Ванфрид — последнем земном убежище Вагнера, или в живописном парке Хофгартен, или неподалеку  от старинного барочного оперного театра Маркграфа. Вы — часть особенного света искусства и музыки, где не существуют слова «вчера» и «прошлое». Здесь господствует Рихард Вагнер — гений, который увековечил себя в музыке, слове и камне. И это ощущение останется с вами на всю жизнь.

Ирина БОГДАНОВА, Байройт — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ