Как «раскрутить» культуру — польский рецепт
В Киеве состоялась встреча с Павлом Поторочином — председателем польского Института Мицкевича. Он занимается популяризацией польской культуры в мире. Встреча состоялась в рамках проекта «Европейский опыт» и была организована книжным магазином «Є» и Польским институтом в Киеве. Гость поделился с украинской публикой опытом международной культурной промоции, которого пока не хватает нашей стране, особенно ее официальным структурам. Впрочем, чтобы послушать пана Поторочина, не пришел, кажется, ни один чиновник «от культуры» или представитель других профильных учреждений. Павел Поторочин выступил с очень «компромиссным» видением культуры и культурного обмена. С одной стороны, он отмечал, что культура сегодня — полноценная и прибыльная отрасль экономики, которая приносит в зоне евро, например, 7% ВВП, а в Польше — 4%. «А еще обычный иностранный турист оставляет в стране в среднем 70 евро, а турист, который приехал по какой-либо культурной программе, — более 200 евро». Гость выделил культуру из общего «блока потребления» и убеждал, что ее нельзя сравнивать с обычными товарами. «И вообще я считаю, что сегодня не культура является частью экономики, а экономика — часть культуры», — подчеркнул Поторочин. Его рецепт удачной «раскрутки» определенной культуры в мире, если обобщить, оказался достаточно простым. Во-первых, убедить политические и финансовые «элиты», что это самый дешевый способ повысить имидж страны и привлечь инвесторов из других стран мира. Во-вторых, создать структуру, которая будет налаживать точечные контакты с художниками и другими деятелями в разных регионах мира (этим и занимается Институт Мицкевича). И, в-третьих, запустить в образованной сети обмен фестивалями, поездками, выставками, переводами и другими мероприятиями, сообщает Олег КОЦАРЕВ.
«История, написанная танцем»
Так называется программа, посвященная памяти бывшего главного балетмейстера Киевской оперетты Александра Сегаля, который умер в марте этого года. Премьера представления-концерта состоится 18 июня. При жизни Александра Наумовича называли человеком-легендой. Его имя давно появилось на страницах энциклопедий рядом с величайшими артистами балета, хореографами. Несмотря на почтенный возраст (91 год), Александр Сегаль работал ежедневно по семь часов! Он успел поставить танцевальные номера в представлении «Барышня и хулиган», высказал пожелания по поводу постановки художникам, дирижерам и балетмейстерам. Вот только жаль, что Александр Наумович так и не увидел премьеру и не услышал громкие овации публики. На вечере зрителям покажут сцены из незавершенной постановки балета «Барышня и хулиган» (солисты — Максим Булгаков, Яна Сазонова) на музыку Д. Шостаковича, над которой до последнего дня своей жизни работал легендарный балетмейстер. В «Истории, написанной танцем» ученики Александра Наумовича воскресят его лучшие постановки. В наследство остались хореографические номера более чем 50 представлений! Среди них и яркий «Казачок», для исполнения которого нужно незаурядное мастерство.
— Как главный балетмейстер Сегаль создавал не эскизы, а полноценные полотна — с четкой формой, выверенной композицией и содержательным наполнением. Ему удавалось виртуозно чувствовать разные ритмы, — рассказывает Богдан Струтинский, художественный руководитель Театра оперетты. В концерте задействована не только балетная труппа, но и актеры, хор, с которыми работал хореограф. За дирижерским пультом выступят Вадим Перевозников и Оксана Мадараш. «Легендарный балетмейстер писал свою историю на языке танца, вкладывая в него самое ценное — душу», — вспоминает Анастасия СИМУХА.
Обуховские рушники и веночки
Выставка, которая открылась в Музее Ивана Гончара, демонстрирует творчество Надежды Химиченко. Коллекция рушников мастера охватывает весь колорит Обуховского края. Надежда Емельяновна была одной из тех, кто взялся за возрождение рушников с древнейшим вышитым символом «Дерева жизни». Недаром этот рушник стал своеобразным идейным стержнем всей общественно-духовной жизни Малышкового края и основой герба города. В экспозиции также можно увидеть свадебные веночки, сделанные мастером. Напомним, украинский веночек является не только украшением и оберегом, его называют «знахарем души», потому что он здоровье бережет, отгоняет всю нечистую силу, доставляет воодушевление и радость, он предназначен обеспечивать девушке надежную защиту и настоящую красоту.
Надежда Емельяновна Химиченко родилась 25 сентября 1934 года на Виннитчине. Работала бухгалтером. В 1987 году, после выхода на пенсию, занялась художественным творчеством. Начала с изготовления свадебных и девичьих веночков, потом увлеклась вышивкой, в том числе и обуховского рушника. Она является постоянным участником художественных ярмарок в Национальном Музее народной архитектуры и быта Украины, презентует свое творчество на праздниках в родном Обухове, выставляет свои произведения за рубежом — в Риге (Латвия), в Гифхорне (Германия). Ее работы есть в частных коллекциях России, Италии, Австрии, США, Польши, Франции и Англии.
На выставке представлены также образцы древней обуховской вышивки и девичьи веночки из фондов НЦНК «Музея Ивана Гончара».